Практическая работа по развитию связной письменной речи в 9 классе проводилась в несколько этапов. Каждый этап рассмотрим в отдельном пункте.
Рассмотрим один из уроков, проведённых в 9 классе по развитию связной письменной речи в специальной (коррекционной школе 8 вида).
Учащимся было необходимо составить характеристику главного героя произведения Л.Н. Толстого «После бала».
Работа над составлением характеристики героя является для учащихся с ограниченным интеллектом самой сложной на уроках литературного чтения. Анализ идет от поступков к характеру, поэтому путь анализа событий в их хронологической последовательности наиболее доступен учащимся коррекционной школы. Если же в произведении нарушена хронологическая последовательность событий или рассказано о нескольких героях, через взаимоотношения с которыми и познается характер главного героя, то учащимся значительно труднее понять и составить его характеристику. Такими произведениями, например, являются изучаемые в 9 классе рассказы «Танька» И. Бунина и «Стенька Разин» В. Шукшина. Еще труднее понять характер героя, составить его характеристику, если в рассказе поступков героя в прямом понимании нет, а есть только описание душевного состояния героя, когда в той или иной ситуации рассказа надо понять его эмоциональное состояние, причину этого состояния и дать нравственную оценку характера героя. Таким рассказом является рассказ Л.Н. Толстого «После бала», изучаемый в 8 классе. К тому же чувства героя и их причина познается через понимание поступков и характера другого героя. Вот о работе по сосзнанному освоению содержания рассказа Л.Н. Толстого «После бала», составлению рассказа-характеристики и пойдет речь.
В рассказе две главы, но логически первую главу можно (и нужно) разделить на две части: первая часть, где говорится о влюбленности героя в Вареньку, вторая - где речь идет о ее отце, о восприятии героем отца и дочери единым целым. Выделение этих двух чувств героя в дальнейшем даст возможность понять, почему с изменением чувства к отцу ушла и любовь к дочери.
В рассказе сразу сообщается о душевном состоянии героя («был я сильно влюблен», «самая моя сильная любовь»). При аналитическом чтении акцент в задаваемых вопросах делается на этом чувстве.
- О каком своем чувстве говорит герой?
- Как выглядела Варенька?
При ответе на второй вопрос обязательно называются или зачитываются эпитеты: «высокая, стройная, грациозная и величественная». При этом объясняются слова «грациозная» (изящная, красивая в движениях) и «величественная» (вызывающая, внушающая преклонение, уважение). Повторение этих слов дает надежду, что в дальнейших своих ответах, описаниях чувств героя учащиеся используют эти слова, а не только привычные «красивая», «хорошая».
В процессе работы вместе с учащимися составляется план будущего рассказа-характеристики, акцентируется их внимание на состоянии души героя, используются выражения из текста, чтобы в заключительном рассказе учащиеся обращались к очень богатому языку рассказа. Первый пункт плана выводится из предыдущего анализа текста.
1. «Самая сильная любовь» героя.
Для того, чтобы понять состояние души героя, обращается внимание на бытовые детали, атмосферу и всю обстановку бала («бал был чудесный»). Чтобы понять, почему бал был чудесный, выделяется ряд его сторон. Во-первых, атмосфера бала.
- У кого был бал?
(«у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола», и жены его, такой же благодушной). Обязательно целенаправленно выясняем смысл выделенных слов, чтобы подвести учащихся к пониманию общего настроения бала, идущего от хозяев.
- Чем еще был чудесен бал?
Лучше описание бала зачитать («Бал был чудесный: зала прекрасная, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный»). При этом объяснить выражения: крепостные музыканты, помещик-любитель. Выясняется особое восприятие этого бала героем.
- Почему для героя этот бал был особенно чудесным? (Потому что он много танцевал со своей любимой Варенькой).
Другая информация:
Музыкальные способности и их развитие
Музыкальным способностям была посвящена докторская диссертация Б.М. Теплова, которая существенно продвинула вперед разработку общей теории способностей. В своих исследованиях он отрицал одинаковость людей, но между тем отмечал, что, например, музыкальность (понимается как совокупность способностей, ...
Учебный комплекс упражнений Бабайцевой В.В. для средней
общеобразовательной школы
По мнению С. И. Ожегова, комплекс – совокупность, сочетание каких – нибудь явлений, действий. В данном случае, комплекс – это совокупность упражнений направленных на формирование одной из составляющих языковедческой компетенции, т. е. обогащение словарного запаса учащихся средних классов. Комплекс ...
Цели посещения уроков администрацией школы
1. Цели обучения, связанные с обеспечением усвоения учащимися знаний, умений, навыков, способов различных видов деятельности, особенно - учебно-познавательной. Например, усвоение учащимися законов, свойств, признаков, понятий, особенностей и т.д. 2. Цели воспитания, связанные с процессом формирован ...