В настоящее время преподавателями экономики российских школ разработаны программы для всех ступеней общеобразовательной школы, включая программы для факультативных занятий и для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики. Программы отражают структуру и основные направления развития школьного экономического образования, учитывают опыт преподавания экономических и бизнес-дисциплин в образовательных учреждениях России и за рубежом.
Отметим некоторые особенности наиболее распространенных программ по экономике (таблица № 2):
Таблица № 2
Учебные программы по экономике
Авторы программы |
Название |
Задачи |
Основные содержательные линии и объем полученных знаний |
Начальная школа: | |||
Сасоева И.А. |
Экономика для младших классов |
Ознакомление учащихся с элементарными экономическими понятиями, развитие интереса к предмету через игровые и творческие задания. |
Должны знать, какие бывают потребности, каковы источники удовлетворения потребностей, почему все потребности нельзя удовлетворить, необходимость выбора, роль денег в жизни человека и общества, доходы и расходы в семье, где можно приобрести товары и услуги; взаимоотношения покупателя и продавца. Должны иметь представления о школьном хозяйстве, о домашнем хозяйстве. |
Средняя ступень основной школы | |||
Липсиц И.В., Антонова Л.В. |
Экономика для средней ступени основной школы (для 5-6 классов). |
Не носит нормативного, обязательного характера и как факультативный курс имеет возможность для гибкого реагирования на конкретные условия его проведения. Заложенные в ней возможности позволяют строить весь учебный процесс. Внося в него необходимые изменения как по содержанию, так и по форме. | |
· Липсиц И.В. |
«Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» (для 7-8 классов) |
Подготовить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 9-11 классах; сформировать у них систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. |
Курс сочетает большой материал по экономической истории и описание современных способов осуществления хозяйственной деятельности. |
· Авторский коллектив под руководством · Сасоевой И.А. |
Экономика (5-9 класс): |
Воспитательные: воспитание чувства хозяина, предприимчивости, ответственности за результаты и последствия деятельности, готовности к принятию самостоятельных решений при нравственно ценном выборе средств достижения цели, этики делового общения. |
5 класс – экономика семьи. Обязательный минимум содержания для учащихся включает следующие элементы: моя семья, семейный бюджет, семейное хозяйство, рачительный хозяин, думающий покупатель, семья в условиях рыночных отношений; 6 класс – экономика самостоятельной хозяйственной единицы (на примере экономики школы); 7 класс – экономика ближайшего окружения; 8 класс - личность и экономика; 9 класс – мир экономики: организация экономики; рынок, спрос и предложение, деньги в экономике; экономический цикл, экономические системы; бизнес в экономике. |
Старшее звено образовательной системы | |||
· Азимов Л.Б., · изд. «Вита-пресс». Автономов В.С., М., 1998. Равичев С.А., Протасевич Т.А., Международный центр экономического и бизнес-образования; Любимов Л.Л., Раннева Н.А., ГУ-ВШЭ. Иванов С.И., РГПУ им.А.И. Герцена, СПб. Липсиц И.В., ГУ-ВШЭ. Коллектив педагогов, психологов и ученых-экономистов под руководством доктора Гаролда Т. Шапиро, президента Принстонского университета, США. Дрондина А.Л. Сасова И.А. Леонтьев А.В. |
«Введение в экономику» (9-10 классы). «Введение в экономику» (9-10 классы). «Современная экономика» (9-11 классы). «Основы экономических знаний» - программа для 10-11 классов с углубленным изучением экономики. «Основы экономической теории» - программа для 10-11 классов, лицеев и гимназий с углубленным изучением экономики. «Основы бизнеса и предпринимательства» - программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. «Прикладная экономика» - программа для 10-11 классов школ, гимназий, лицеев и других образовательных учреждений. «Основы экономики и бизнеза» (9-11 кл.) «Основы рыночной экономики» (9-11 кл.). «Экономика крестьянского (фермерского) хозяйства», «Технология предпринимательства» (9-11 кл.) |
1. Повышение эффективности жизнедеятельности выпускников школы в динамичных социально-экономических условиях; содействие их профессиональному самоопределению. 2.Формирование экономических знаний и умений, необходимых для успешной интеграции в социальную среду, получение представлений о предпринимательской деятельности. 3.Обеспечение уровня экономической подготовки, позволяющей продолжать обучение на экономических факультетах вузов. 4.Расширение представлений о профессиональной финансово-экономической деятельности. 5.Развитие экономической культуры и современного экономического мышления. - разработка личных профессиональных планов, уточнение своего будущего социально-профессионального статуса; - приобретение предпринимательской компетенции (с возможностью открыть собственное дело). |
Экономическое образование в этих классах строится на основе уровневого подхода: 1-й уровень – обязательная составная часть общего образования, предусматривающая овладение всеми учащимися минимальным уровнем базовых знаний личной, семейно и производственной экономики, цивилизованным отношением к разным формам собственности, предпринимательству, конкуренции и другим явлениям и процессам рыночной экономики. 2-й уровень – начальная профессиональная экономическая подготовка, связанная с открытием «собственного дела», элементарной деятельностью в области маркетинга, менеджмента, банковского дела, бухучёта и т.п. 3-й уровень – углублённая экономическая подготовка, направленная на получение высшего экономического образования. Её целесообразно организовать в школах, гимназиях по специальным программам с отобранным контингентом учащихся. |
Другая информация:
Информационные технологии в обучении математике
Очень часто сознательно или бессознательно и педагоги, и дети считают образовательный процесс тяжелым безрадостным трудом. Желание помочь ребенку подталкивает к применению новых форм и приемов педагогической техники. Применение компьютерных технологий позволяет заинтересовать, увлечь ученика. На ур ...
Предрасположенность детей с ОНР III уровня к нарушению
чтения и письменной речи
Нарушения чтения и письма могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребенка. Кроме того, дислексия и дисграфия возникают при органических речевых расстрой ...
Понятие информационных технологий
Информационные технологии имеют почти 50-летнюю историю, и возникновение их связывают с появлением в середине двадцатого века электронной вычислительной машины (ЭВМ), изменившей существующий до этого процесс овладения знаниями. Первый этап возникновения информационных технологий приходится на 50-60 ...