Опыт экономической подготовки школьников последних десятилетий наиболее полно удалось обобщить в «Концепции развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе», которая ведущей идеей считает обращение к человеку, подготовку каждого учащегося к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.
Для достижения этой цели в процессе школьного экономического образования необходимо решить ряд задач:
1. Научить делать экономический выбор (принимать решение о выборе). При этом выбор совершается на нескольких уровнях. Например, совершая покупку в магазине, человек выбирает: что именно купить и в каком количестве, сопоставляя свои потребности и денежные ресурсы.
2. Научить понимать базовые экономические понятия. Среди них наиболее важные следующие: потребности; ресурсы и их ограниченность; выбор; разделение труда и специализация; цены и ценообразование; собственность и богатство; производительность; рынок, спрос и предложение и ряд других.
3. Развить экономически значимые качества и умения: чувство собственника, реального хозяина; экономически осознанное отношение к труду и его результатам; стремление к повышению трудовых доходов, улучшению качества жизни; ориентация на рационализацию труда и повышение его эффективности; готовность участвовать в разнообразных формах деятельности, связанных с рыночной экономикой; способность к достойному нравственному выбору в ситуациях, связанных с экономическими трудностями; умение использовать действующий механизм социально-экономической защиты своих и общественных интересов; потребность в самосовершенствовании и обновлении экономических знаний.
В соответствии с уровнем приобретаемых знаний, умений и навыков выделяются три направления экономического образования: программы в общеобразовательных школах, профильных экономических классах (общеобразовательных школ) и экономических лицеях.
Особенность экономических знаний – в комплексности их содержания, поскольку они объединяют естественнонаучные, гуманитарные, экологические, социальные, политехнические, краеведческие, профессиоведческие и другие сферы. Одной из проблем, касающихся содержания экономического образования, является доминирование знаниевого подхода, где выдвигается на первое место задача заучивания школьниками большого числа экономических терминов в ущерб формированию их функциональной грамотности и нравственной основы выбора. Так, существует ряд понятий и терминов, которые ученикам 1-4-х или 5-8-х классов можно пояснить на интуитивно-конструктивном уровне (например, «монополия», «ликвидность» и др.). Целесообразно включать базовые, концептуальные экономические понятия уже в 1-2-х классах на доступном уровне, а затем обсуждать и использовать их в последующих классах на более высоких уровнях. В классах с углублённым изучением экономики стоит более сложная задача – освоение специальной экономической терминологии и абстрактных экономических моделей.
Содержание учебного материала начальной экономической подготовки должно стать основой для дальнейшего изучения экономики в основной школе и предусматривать: формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; ознакомление с наиболее употребляемыми экономическими терминами и понятиями; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов; приобретение начальных экономических знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения; нахождение своего места в экономическом пространстве.
Другая информация:
Характеристика подросткового возраста
Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через ...
Характеристика традиционного и обучающегося общества
Обучающееся и традиционное общество – это две противоположности, два противопоставления. Обучающееся общество, которое приходит на смену традиционному, живет и развивается в соответствии с концепцией «образование через всю жизнь» или «учение длинною в жизнь», то есть процесс образования человека не ...
Первичная диагностика уровня знаний и умений учащихся
С целью выявить уровень знаний и умений учащихся по теме «Пропорции и выразительные средства графики при рисовании фигуры человека» нами была проведена первичная диагностика уровня первоначальных знаний детей. Нами были использованы следующие методы: – тестирование, – рисуночный тест (фигура челове ...