Материалы » Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе » Задачи и содержание экономического образования школьников

Задачи и содержание экономического образования школьников

Страница 1

Опыт экономической подготовки школьников последних десятилетий наиболее полно удалось обобщить в «Концепции развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе», которая ведущей идеей считает обращение к человеку, подготовку каждого учащегося к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

Для достижения этой цели в процессе школьного экономического образования необходимо решить ряд задач:

1. Научить делать экономический выбор (принимать решение о выборе). При этом выбор совершается на нескольких уровнях. Например, совершая покупку в магазине, человек выбирает: что именно купить и в каком количестве, сопоставляя свои потребности и денежные ресурсы.

2. Научить понимать базовые экономические понятия. Среди них наиболее важные следующие: потребности; ресурсы и их ограниченность; выбор; разделение труда и специализация; цены и ценообразование; собственность и богатство; производительность; рынок, спрос и предложение и ряд других.

3. Развить экономически значимые качества и умения: чувство собственника, реального хозяина; экономически осознанное отношение к труду и его результатам; стремление к повышению трудовых доходов, улучшению качества жизни; ориентация на рационализацию труда и повышение его эффективности; готовность участвовать в разнообразных формах деятельности, связанных с рыночной экономикой; способность к достойному нравственному выбору в ситуациях, связанных с экономическими трудностями; умение использовать действующий механизм социально-экономической защиты своих и общественных интересов; потребность в самосовершенствовании и обновлении экономических знаний.

В соответствии с уровнем приобретаемых знаний, умений и навыков выделяются три направления экономического образования: программы в общеобразовательных школах, профильных экономических классах (общеобразовательных школ) и экономических лицеях.

Особенность экономических знаний – в комплексности их содержания, поскольку они объединяют естественнонаучные, гуманитарные, экологические, социальные, политехнические, краеведческие, профессиоведческие и другие сферы. Одной из проблем, касающихся содержания экономического образования, является доминирование знаниевого подхода, где выдвигается на первое место задача заучивания школьниками большого числа экономических терминов в ущерб формированию их функциональной грамотности и нравственной основы выбора. Так, существует ряд понятий и терминов, которые ученикам 1-4-х или 5-8-х классов можно пояснить на интуитивно-конструктивном уровне (например, «монополия», «ликвидность» и др.). Целесообразно включать базовые, концептуальные экономические понятия уже в 1-2-х классах на доступном уровне, а затем обсуждать и использовать их в последующих классах на более высоких уровнях. В классах с углублённым изучением экономики стоит более сложная задача – освоение специальной экономической терминологии и абстрактных экономических моделей.

Содержание учебного материала начальной экономической подготовки должно стать основой для дальнейшего изучения экономики в основной школе и предусматривать: формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; ознакомление с наиболее употребляемыми экономическими терминами и понятиями; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов; приобретение начальных экономических знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения; нахождение своего места в экономическом пространстве.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Наглядные пособия: классификация, практическое применение
В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных средств при обучении младших школьников (работы М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, А. С. Пчелко, А. М. Пышкало, Л. Н. Скаткина и др.). Н. Л. Менчинская и М. И. Моро указывают на необходимость самостоятельного опер ...

Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она является средством общения (коммуникативная функция) и средством обозначения (сигнификативная функция). Различают речь экспр ...

Организация экспериментального исследования по рассматриваемой проблеме
При разработке методики констатирующего эксперимента основополагающим является современное понимание психологического и психофизиологического содержание процесса письма в норме. Осуществлялась опора на результаты исследований, касающихся этиологии, патогенеза, симптоматики структуры дефекта при общ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru