2.Обучать не столько ответам на вопросы, сколько новым способам мышления, а вместе с ними и деятельности.
3.Учить учеников мыслить самостоятельно, спорить и задавать вопросы учителю.
4.Использовать творческие игры и задания, предполагающие формирование различных стратегий использования вопросов.
5.Начинать изучение новой темы не с вопроса «Что вы знаете о…?» , а с задания обсудить в парах и группах, сформулировать и записать те вопросы, на которые хотелось бы получить ответ в ходе обсуждения.
При обучении диалогу большое значение имеет формирование умения спонтанно реагировать на реплики собеседника, а так же умение реализовывать речевые функции с помощью различных языковых средств. Формировать данные навыки можно не только при обучении диалогическому общению, но и при работе с текстом, в совершенствовании лексических и грамматических навыков. Важно, чтобы работа над этим велась в системе, а не походила на аврал на строительных работах.
Существует много форм и видов контроля. Очевидно, что в данном случае речь идет только об устных формах контроля. Контроль может быть текущим, промежуточным и итоговым. Говоря о первых двух категориях можно отметить, что в этом случае контроль имеет комплексный характер, охватывает различные языковые, речевые умения и навыки.
Оценка при контроле навыков устной речи обычно выставляется:
· За подготовленные дома монологи и диалоги;
· за неподготовленные монологи и диалоги, которые учитель предлагает выполнить в классе.
В порядке исключения оценка может быть выставлена и за одну-две реплики, если они действительно ценны в речевом отношении и являются ярким примером владения учащимся дискурсивными умениями.
Рассмотрим наиболее важные положения итогового контроля в области умений говорения.
1. Итоговый контроль подразумевает контроль как монологических, так и диалогических умений. Поэтому, как правило, у стола экзаменаторов одновременно находятся двое экзаменуемых, которые по очереди, выполняют задания монологического характера, а затем вместе решают одну из поставленных речевых задач, взаимодействуя на иностранном языке.
2. Необходимо заранее определить тематику и формат контроля, чтобы и то и другое не явилось неожиданностью для студентов в конце срока обучения.
3. Обучение данному виду речевой деятельности должно, строиться с учетом требований итогового контроля, а тренировочные упражнения и задания должны моделировать аналогичные задания итогового контроля.
4. Формы контроля, принятые в современных международных и отечественных экзаменах, обычно используют задания следующего типа:
I часть (знакомство)
Экзаменатор задает вопросы общего характера с целью успокоить экзаменуемого, снять эмоциональное напряжение.
II часть
Здесь могут быть различные варианты заданий, но все они предполагают монологическое высказывание каждого из экзаменуемых. Обязательным является наличие содержательных опор. Приведу несколько примеров подобных заданий на основе материалов международных экзаменов и Всероссийских олимпиад по английскому языку .
• Из серии рекламных проспектов надо выбрать страну/место/город и т. д., которые вам кажутся наиболее привлекательными. Вы должны обосновать свой выбор и убедить членов жюри поехать туда вместе с вами.
• На столе экзаменаторов лежат фотографии. Предполагается, что их когда-то сделал сам экзаменуемый. Установка: Выберите 2-3 фотографии, и расскажите нам где и когда вы их сделали, почему у вас возникло желание сохранить именно этот момент.
• Экзаменуемому предлагается вслух спонтанно высказать свое мнение (около 5 мин). Установка: Что бы вы выделили в ряду самых важных событий ХХ века, круто изменивших жизнь людей? Можно ли сказать, что в ХХI веке наша жизнь стала проще, лучше? Почему? И т.д.
III часть
Как правило, данная часть экзамена ориентирована на контроль умений речевого взаимодействия с партнером, а так же степени сформированности социальной компетенции. И то, и другое, в комплексе определяют уровень речевой компетенции.
Наивысший балл гарантирован тем, кто демонстрирует:
· Готовность к совместному решению возникающих проблем;
· Толерантность;
· Умение находить общие позиции и готовность идти на разумный компромисс;
· Разнообразие речевых формул реагирования;
· Умение передавать и запрашивать информацию различными способами;
· Грамотную аргументацию позиции;
· Умение добиваться необходимого результата с использованием различных стратегий дискурса и т.д.
Неудача постигнет тех, кто:
· Не умеет адекватно реагировать на реплики партнера;
· Демонстрирует ограниченный и однообразный репертуар речевого реагирования;
· Не умеет вовлечь партнера в общение;
· Не соблюдает «равенства позиций», навязывает свою точку зрения и т.д.
Пример задания для этой части:
· Вам с партнером нужно выбрать общий подарок для друга на день рождения. Это может быть одна из 3-х предложенных на картинке вещей. Сделайте свой выбор, объясните партнеру, почему вы предпочли именно эту вещь остальным. Выслушайте точку зрения партнера. Постарайтесь убедить его в правильности вашего выбора, а затем примите какое-то общее решение.
Другая информация:
Специфика работы Центра детского
творчества г. Мозыря
Основным учреждением дополнительного образования в г. Мозыре является Центр детского творчества (ЦДТ). Принципами работы всех учреждений дополнительного образования и Мозырского ЦДТ в том числе являются: принцип добровольности; личностно и социально значимый характер; опора на инициативу и самодеят ...
Развитие информационных технологий обучения
Уровень подготовки выпускников школ, вступающих в активную жизнь, недостаточно соответствует требованиям стремительно развивающейся науки, техники, экономики. Традиционное преподавание в школе подвергается справедливой критике за формализм, ориентацию на простое запоминание учебного материала и фор ...
Французские мыслители-реформаторы. Характерные черты в выражении их идей
Уже из биографии Рамуса мы могли видеть, как и во Франции пробиваются новые искания и в области религии, и в области науки. Но здесь, в сознании общества, еще прочно живут старые, правящие начала, в религии — католицизм, в науке — схоластика. Ни религиозная реформация, ни гуманистическое брожение в ...