Материалы » Формирование умений диалогической речи младших школьников посредством ролевой игры на уроках английского языка » Теоретические аспекты проблемы формирования умений диалогической речи младших школьников

Теоретические аспекты проблемы формирования умений диалогической речи младших школьников

Страница 1

Речь – единый комплекс, предполагающий умение выражать свои мысли. Речь подразделяется на устную, письменную и внутреннюю. В свою очередь устная состоит из монологической и диалогической, письменная включает в себя чтение и письмо.

В данном исследовании мы рассмотрим устную речь. Устная речь это форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в устной форме. Устная речь обозначается термином «говорение».

При обучении говорению у учащихся необходимо сформировать следующие умения:

· Умение быстро и правильно ориентироваться в условиях общения.

· Умение последовательно развивать высказывание на иностранном языке, т.е. правильно спланировать свою речь, выбирая самостоятельно содержание акта общения.

· Умение правильно найти адекватные средства для передачи содержания, делая, при необходимости, самостоятельные выводы, обобщения.

· Умение использовать в иноязычных высказываниях аргументы, соответствующие коммуникативным умениям говорящего, достаточные по количеству и убедительности.

· Умение излагать свои мысли с достаточной степенью полноты.

· Умение выражать на иностранном языке субъективно-оценочное отношение к предмету речи.

Согласно автору методики обучения иностранным языкам, Е.Н. Солововой говорение включает в себя следующие уровни:

Уровни говорения

Репродуктивная

речь

Высказывание учащегося является воспроизведением ранее встречающихся в его речевом опыте речевых образцов (от фразы до сложного синтаксического целого). На этом уровне не имеет места самостоятельность учащегося – ни в выборе языкового материала для оформления высказывания, ни в построении логического плана и определении содержания высказывания.

Смешанная речь

Высказывание учащегося содержит наряду с элементами воспроизведения имеющихся в его речевом опыте речевых образцов, элементы творчества. Это творчество может проявляться в варьировании усвоенного и нового материала, переносе его в ранее не встречающихся, но сходных ситуациях. Творческая самостоятельность может проявиться так же и в выборе логики и композиционной структуры заданного содержания. Данный уровень можно рассматривать как переходный к творческой речи учащихся.

Продуктивная речь

Этот уровень называют уровнем творчества говорящего, т.е. свободное изложение мысли средствами иностранного языка. Высказывания на этом уровне подготовлены всем языковым и речевым опытом говорящего. Оно содержит элементы оценки, личного отношения к фактам, событиям, обстоятельствам. Это акт самостоятельной продукции учащегося, результат внутреннего побуждения, стимула к говорению.

Данная таблица иллюстрирует наличие различных уровней говорения. Наивысшим из них является продуктивная речь, которая предполагает достаточно свободное, творческое владение языком, умение связно и логично выражать свои мысли и реагировать на реплики собеседника соответственно ситуации общения.

Предметом нашего исследования является диалогическая речь, которая является одной из форм устной речи.

Диалогическая речь (Д.Р.)– одна из форм речи, при которой каждое высказывание адресуется прямо собеседнику, происходит речевое взаимодействие двух или более собеседников в условиях их непосредственного общения.

Умение участвовать в диалоге предполагает владение умением реплицирования в рамках. Под умением реплицирования подразумевается способность отреагировать инициативной репликой на предложенную ситуацию общения и ответной репликой на инициальную с учетом общей для коммуникантов ситуации.

Основные показатели Д.Р.:

· соответствие беседы заданной ситуации;

· количество реплик построенных по изученным моделям;

· наличие в составе реплик фраз, которые бы стимулировали собеседника к продолжению разговора.

Самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является умение вести беседу (различной степени сложности) по данной теме. И именно беседу, по мнению специалистов, следует считать завершающим этапом ее усвоения.

Наблюдения показывают, что количество используемых лексических и грамматических структур весьма ограничено, а, как известно, именно говорение (в диалогической форме) представляет наибольшие трудности, так как требует большого эмоционального и умственного напряжения от учащегося.

Эти сложности исследователи склонны связывать со следующими причинами:

1.Отсутствие каких-либо зрительных опор в процессе естественного говорения, отсюда стремление неуверенных в себе партнеров к речи «по бумажке».

2.Зависимость от партнера в процессе диалога, от темпа, особенностей артикуляции, богатства вокабуляра и т.п., что так же может создавать дополнительные трудности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Характеристика подросткового возраста
Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через ...

Технология применения логических опорных конспектов
В основе технологии лежит идея опоры на зрительный образ, которая широко распространена в практике работы учителей географии. На уроках географии применяются опоры словесные (яркие образные рассказы, описания, в том числе отрывки из художественных произведений), графические (схемы, рисунки, таблицы ...

Самоорганизация младших школьников как педагогическая проблема
В психолого-педагогической литературе все чаще появляются слова: «самопознание», «самоуправление», «самоорганизация», «самореализация», «самодеятельность», «самоконтроль», «самооценка», «самовнушение», «саморазвитие». В современных концепциях развития отечественной системы образования отмечается пе ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru