Материалы » Формирование умений диалогической речи младших школьников посредством ролевой игры на уроках английского языка » Теоретические аспекты проблемы формирования умений диалогической речи младших школьников

Теоретические аспекты проблемы формирования умений диалогической речи младших школьников

Страница 3

На содержание и характер диалогического общения влияют психологические процессы:

Восприятие речи собеседника и ориентировка в ситуации;

Формирование содержательной стороны высказывания;

Языковое оформление мысли и восприятия (декодирования) реплик партнера по общению.

На начальном этапе обучения английскому языку учитель использует определенные методические приемы. Так, вводя слова, словосочетания или фразу, подбирает определенные ситуации, которые показали бы учащимся функцию, назначение этих диалогических единиц в общении, т.е. то, что с их помощью можно передать в речи.

Если же единицы подаются вне ситуации и акцент делается только на форму и значение и не приводится пример их употребления, то нарушается принцип коммуникативной направленности, что сказывается на интересе учащихся к усвоению. Установлено, что материал запоминается при многократном повторении в различных ситуациях речевого общения, привносящих каждый раз что-то новое. Все используемые упражнения при этом имеют коммуникативную направленность.

Диалогическая речь всегда мотивированна. Появление у учеников желания что-то сказать, выразить свои чувства, мысли, а не только воспроизводить чужие слова или заученный наизусть текст, создается определенными условиями. Это, прежде всего использование таких стимулов, которые вызывают у учеников желание выразить себя, это возможно при создании благоприятной обстановки в коллективе, доброжелательно отношения учителя, заинтересованность в выполнении задания и стремление выполнить его хорошо. Именно такие условия располагают учеников думать, слушать, говорить, слышать собеседника, читать на изучаемом языке и получать от этого удовольствие.

Немалую роль в обучении диалогической речи играет и акцент самого учителя на успехах учеников. Ему следует постоянно показывать учащимся их продвижение, отмечать достижения и учить корректировать ошибки.

Речь всегда к кому-то обращена, к собеседнику, аудитории. Это означает, что есть, для кого мы говорим и можем выразить свои мысли, убедить, доказать, спросить, попросить, выяснить и т.д.

Обучение диалогической речи начинается с их реагирования на реплику собеседника. Сначала учитель дает стимулирующие реплики. Разнообразие реакции зависит от языковой подготовки учащихся. Затем они сами дают стимулирующие реплики, а одноклассники реагируют на них. После того, как они научатся быстро и осмысленно реагировать на них, педагог показывает, как развернуть эту реплику в небольшое высказывание.

Диалоги можно условно разделить на две категории:

•«ролевые» диалоги (например, «продавец-покупатель», «доктор-пациент» и т.п.)

•«равноправные» диалоги (или диалоги, нацеленные на обмен информацией)

В обучении монологу и диалогу есть много общего, но, тем не менее, следует признать, что для учебного общения диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. Безусловно, многое зависит от ситуации, психологических особенностей учащихся, множества других факторов, но у данного утверждения есть вполне объективное обоснование.

В основе специфики формирования именно диалога лежат трудности, обусловленные его характеристиками.

Харатеристики

Можно выделить следующие основные характеристики диалога:

•реактивность;

•ситуативность.

Рассмотрим подробнее каждую из них и определим, как данная, характеристика диалога предопределяет объективные и субъективные сложности для учителя и ученика.

Реактивность. Именно данная черта диалогической, речи обусловливает объективные трудности овладения данной формой общения на иностранном языке для учащихся.

В основе этих трудностей лежат следующие причины.

•Реакция партнера по общению может быть совершенно непредсказуема, например, он может неожиданно перевести разговор в другое русло. Не мене трудно справится с ситуацией, в которой реакции нет вообще. И в том, и в другом случае необходимо по ходу общения изменять первоначально намеченную логику разговора, подключать разнообразные дискурсивные приемы для осуществления намеченной цели общения.

•Нередки случаи, когда у учащихся нет необходимых социальных навыков диалогического общения не только на иностранном, но и на родном языке, а следовательно, учитель иностранного языка должен уметь формировать их практически заново. Отсутствие этих навыков проявляется не столько в незнании лексики, грамматики и т.д., сколько в неумении входить в контакт с людьми, вежливо отвечать на вопросы, проявлять заинтересованность в том, что говорит собеседник, поддерживать разговор при помощи простых реплик реагирования, адекватно использовать мимику, жесты, интонацию и другие паралингвистические средства.

•В отличие от монолога, где автор сам определяет не только логику высказывания, но и выбор речевых средств, в диалоге мы всегда зависим от партнера. Помимо умения говорить, диалог предполагает умение аудировать. Здесь вступают в силу новые группы объективных трудностей, обусловленных индивидуальными особенностями речи говорящего. Для успешного ведения диалога в этой связи необходимо иметь определенный уровень развития речевого слуха, компенсаторных умений, вероятностного прогнозирования и т.д. Таким образом, учащимся необходимо овладеть определенным набором реплик реагирования, сформировать готовность к взаимодействию в неожиданных ситуациях, овладеть необходимыми компенсаторными технологиями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Особенности распознавания семантически близких значений
Задания данной группы вызвали у детей, вошедших в экспериментальную группу, значительные затруднения. Детям сложно было найти лишнее слово, некоторые отвечали наугад и выбор свой никак не могли объяснить. Другие же пытались найти какое-то логическое объяснение своему решению. Так, например, в групп ...

Социальный педагог в учреждении дополнительного образования: понятие, функции, направления
В штате учреждений дополнительного образования детей социальный педагог появился сравнительно недавно, поэтому дадим более подробную характеристику этой должности. Изучение опыта деятельности социальных педагогов в УДО позволило выделить особые их должностные функции, обеспечивающие особую позицию ...

Методика обучения чтению и её роль в организации учебно-воспитательного процесса на уроках чтения в старших классах
На связную письменную речь, к сожалению, не обращается достаточного внимания. Специальные исследования, проведенные В.Я. Ляудис и И.П. Негурэ, показали, что наиболее успешно овладение письменной речью идет в условиях продуктивной (творческой) деятельности учащегося. При этом необходимо организовать ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru