Ситуативность как одна из характерных черт диалога предполагает, что успешность диалогического общения на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения. В противном случае никакие опоры не помогут успешно выполнить задание.
Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.
Обучение диалогической речи:
С использованием текста-образца
Работа с диалогом-образцом ориентирована на овладение обучаемыми образцовыми высказываниями на иностранном языке, тренировку коммуникативного взаимодействия общающихся, оперирование языковым материалом в др., выполнение различных трансформаций с текстом диалога, а так же формирование навыков и умений составления диалога по образцу (основная работа проводится с самим диалогом, который прорабатывается со всех сторон).
На основе пошагового составления диалога
Предполагает овладение обучаемыми тактикой построения диалога в соответствие с речевыми намерениями общающихся и с учетом складывающегося и развивающегося между ними взаимодействия, взаимосвязи и характера реплик побуждения и реплик реагирования. Также оно ориентировано на формирование навыков и умений конструирования диалога в разных ситуациях и с учетом характера коммуникативных партнеров и их межролевого взаимодействия (прорабатывается ситуации, адекватные к ней реплики, развивается умение выделять из них те, которые подходят ситуации).
Посредством создания ситуаций общения.
Обучение с помощью серии упражнений, предполагает овладение навыками и умениями, нужными для реализации ситуаций общения в соответствии с коммуникативными задачами общающихся, с учетом конкретных условий общения, а так же с опорой на разные типы межличностного и межролевого взаимодействия общающихся. Также предусматривается тренировка ситуативного употребления как разнообразного языкового материала, так и разных функциональных типов речевых высказываний и типов коммуникативного взаимодействия общающихся (основным умением, к которому стремится обучение, является умение составлять диалог на различные темы, с разным количеством и видами информации, а так же составление комплекса микро-диалогов на заданную тему).
Разновидности диалога
В отличие от монолога при обучении диалогу обычно выделяются всего две разновидности; свободные и стандартные (типовые).
Почему-то на вопрос о том, какие разновидности диалога наиболее часто встречаются в реальном общении, большинство людей называет свободные диалоги. Мне же представляется, что это не так. Давайте вспомним те социальные роли, которые нам в жизни приходится «играть» практически ежедневно. Все мы выступаем в роли родителей или детей, покупателей или продавцов, пассажиров или водителей, учителей или учеников, врачей или пациентов. Думается, что та или иная роль достаточно жестко регламентирована типичной ситуацией общения и «вариации на тему» действительно возможны, но очень ограничены. С сожалением можно утверждать, что даже в роли детей и родителей мы чаще ведем стандартные диалоги, чем свободные. Очень часто все общение сводится к репликам: «Как дела? Как дела в школе? Ты поел? Уроки сделал? Быстро мой руки/чисти зубы и садись обедать/ложись спать. Опять телевизор смотришь/лежишь/на диване/играешь на компьютере/забыл купить хлеб?»
Что же такое свободные диалоги и бывают ли такие вообще? Традиционно к свободным диалогам относятся беседы, дискуссии, интервью, т. е. те формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные границы общения каждого из партнеров, а значит, и общая логика развития разговора жестко не фиксируются социальными речевыми ролями. Следует, однако, признать, что граница между свободными и стандартными диалогами в реальном общении очень подвижна, эти разновидности диалогов могут легко трансформироваться в ходе развития речевого общения в зависимости от изменений речевой ситуации.
Пути обучения диалогу и используемые в их рамках опоры
При обучении диалогу выделяются те же пути, что и при обучении монологу.
Очевидно, что обучение диалогу путем «сверху вниз» является наиболее оптимальным для обучения стандартным, или типовым, диалогам. Как правило, оно проходит следующим образом.
Учитель:
1.Отрабатывает наиболее типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы (например «У врача», «Разговор по телефону» и т.д.).
2.Изучает материалы УМК и имеющихся учебных пособий, соответствующих возрасту и уровню своих учащихся.
3.Отбирает или составляет диалоги-образцы с использованием типичных для данной ситуации речевых клише, моделей речевого взаимодействия и т.д.
4.Определяет последовательность предъявления различных типовых диалогов в процессе изучения темы.
5.Знакомит учащихся с новыми словами и речевыми структурами предъявляемого диалога.
6. В случае необходимости комментирует социо-культурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации.
7.Читает диалог или проигрывает запись диалога.
Другая информация:
Характеристика организованного общения как средства обучения групповому взаимодействию
старших подростков
В данном разделе рассмотрим понятие "организованное общение". Организованное общение - такое взаимодействие воспитанников, которое осуществляется под руководством педагога в специальных формах и имеет своей целью обучение детей гумманному взаимодействию. Основной отличительной особенность ...
Перспективы развития системы образования Пензенской области на 2011 год
В 2010/11 учебном году региональная образовательная политика выстраивается в соответствии с задачами развития образования Концепции–2020, основными направлениями развития общего образования, сформулированными в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Реализация приорит ...
Структура сети образовательных учреждений Пензенской области
В Пензенской области идут процессы, направленные на оптимизацию сети образовательных учреждений, обеспечивающих доступность качественного образования. За период с 2006 по 2009 год число дневных общеобразовательных школ сократилось с 754 до 630, то есть на 124 учреждения (16%). В 2010 году число общ ...