8.Организует его отработку, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи, использование других паралингвистических средств.
9.Организует работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом уже знакомых синонимичных моделей.
10.Аналогично отрабатывает другие типовые диалоги.
11.Частично видоизменяет речевую ситуацию с целью привнесения элемента аутентичности в решение речевой задачей, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся.
12.Формулирует речевую установку для творческих учебных диалогов по теме.
13.Продумывает использование вербальных и невербальных опор для конкретных учеников.
14.Планирует пары опрашиваемых учеников и последовательность их опроса.
Ученики:
1.Знакомятся:
—с новыми словами, речевыми моделями и клише;
—с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной речевой ситуации.
2.Отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики типового диалога.
3.Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации и т.д.
4.Учатся быстро реагировать на определенные реплики.
5.Учатся быстро реагировать на определенные реплики.
6.Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть.
7.Составляют собственные диалоги по образцу на основе частично видоизмененной ситуации в соответствии с установкой учителя.
Опорами для составления собственных диалогов в данном случае могут служить:
•сами тексты диалогов-моделей;
•содержание речевой установки учителя на составление видоизмененных диалогов;
•описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;
•картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука;
Обучение диалогу путем «снизу вверх» предполагает, что у учащихся по какой-либо причине нет исходного диалога-образца.
Здесь может быть несколько вариантов:
1)учащиеся не умеют читать и не могут воспользоваться приведенным образцом;
2)уровень речевого развития достаточно высок, поэтому единый образец уже не нужен;
3)предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога, и образец будет только сковывать инициативу и творчество учащихся.
Следует отметить, что речь идет не просто об использовании диалога, а об обучении диалогической форме общения. Следовательно, даже без диалога-опоры речь идет о совершенствовании диалогических навыков и умений.
Что же необходимо совершенствовать в данном случае? Определим лишь, некоторые из базовых речевых умений:
1)умение задавать вопросы; разных типов;
2)логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;
3)использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;
4)употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения;
5)пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких, как выражение согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы, вежливого отказа и т. д.
Как показывает практика, наиболее трудным в данной связи представляется обучение технике использования вопросов. И дело не только в том, что учащиеся не могут запомнить особенности порядка слов или адекватного употребления вспомогательных глаголов, хотя эти проблемы можно считать актуальными вплоть до продвинутого этапа обучения в вузе. В чисто языковом отношении, помимо названных проблем, часто возникают трудности с использованием косвенных вопросов. Участие в языковых олимпиадах, конкурсах, практика преподавания языка в школе и вузе убеждают в том, что наибольшее затруднение в данной связи представляют следующие моменты:
•Умение сформулировать содержательно ценный вопрос. Недаром существует поговорка: «Каков вопрос, таков и ответ». Содержательный вопрос не столько запрашивает информацию, сколько несет ее, определяет общение и облегчает понимание речевой задачи для партнера. И наоборот, примитивный вопрос, предполагающий очевидный всем ответ, может вызвать недоумение и даже раздражение.
•С помощью вопроса можно смоделировать нужный ответ, изменить характер общения. Не только ученики, но и многие начинающие учителя не умеют задавать вопросы, а ведь именно, умно заданный вопрос провоцирует нужный ответ, может изменить ход всего речевого общения, позволяет обоим участникам диалога быть равноправными партнерами общения, сохранить необходимую степень инициативы и независимости.
•Логично планировать серию вопросов, ориентированных па получение нужной информации, даже в том случае, если партнер немногословен и явно не расположен к общению.
Что же можно предложить учителю, чтобы проблема грамотного использования вопросов учащимися перестала быть неразрешимой?
1.Пересмотреть отношение к содержанию собственных вопросов на уроке, сделав их более содержательными, открытыми, проблемными, творческими. Избегать формальных, бессмысленных вопросов.
Другая информация:
Города мастеров
Со временем деревни и слободы, где делали игрушки, расширялись и превращались посады, села и города ремесленников. Живущие и работающие там мастера, становились кустарями, то есть ремесленниками, использовавшими ручной труд и обычно специализирующимися в какой-то одной области производства игрушек. ...
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. Главное условие игры – наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. В последние годы проблема классификации ...
Роль учителя в организации межпредметных связей
Обучение - двусторонний процесс. Даже искусственно ограничив его лишь информационной стороной, можно показать, что деятельность учителя и ученика неодинаковы. Учитель преподает учащимся знания, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих ...