Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.
Анализ действующего Базисного учебного плана (утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.1998 №322) и минимально необходимой потребности в учебном времени на предпрофильную подготовку позволяет определить, что базовый минимальный объем предпрофильной подготовки должен быть равен примерно 100 учебным часам в год, что в среднем составляет 3 учебных часа в неделю, 34 учебных недели в году.
Эти 100 учебных часов на предпрофильную подготовку рекомендуется распределять следующим образом: ориентировочно 2/3 объема (или 2 учебных часа в неделю) отводить на два вида специально организованных курса по выбору: предметные курсы и ориентационные курсы; оставшуюся часть (1/3 объема) предпрофильной подготовки, примерно 30–35 учебных часов в год, предлагается использовать для информационной работы и профильной ориентации.
Учебный план предпрофильной подготовки как часть государственного стандарта устанавливает следующие основные нормативы:
– продолжительность обучения в часах в год;
– виды учебных курсов и их примерное содержание, определяемое общими целями предпрофильной подготовки;
– минимальное и максимальное количество часов, отводимое на изучение отдельных учебных курсов.
Остальные параметры плана школы смогут разрабатывать самостоятельно. Исходя из анализа действующих учебных планов (БУП-98 и экспериментальные учебные планы), на предпрофильную подготовку может быть затрачено примерно от 68 до 272 часов учебного времени в год. Базовой моделью предусматривается, что предпрофильная подготовка должна составить 102 часа из расчета 3 учебных, часов на 34 учебных недели в году. Немова Н.В. предлагает на предпрофильную подготовку задействовать часы школьного компонента и предмета «Технология». В таблице 1 указываются резервы базисного учебного плана, которые школы смогут использовать для проведения предпрофильной подготовки.
Таблица 1. Резервы БУП для проведения предпрофильной подготовки девятиклассников
Виды планов для |
Количество часов на предпрофильную подготовку за счет |
Всего часов | ||||
школьного компонента |
предмета «Технология» | |||||
в неделю |
в год |
в неделю |
в год |
в неделю |
в год | |
5-дневной учебной недели |
2 |
68 |
3 (+3) для деления на подгруппы |
102 |
5 (+3) для деления на подгруппы |
170 |
6-дневной учебнойнедели |
5 |
170 |
3 (+3) для деления на подгруппы |
102 |
8 (+3) для деления на подгруппы |
272 |
Другая информация:
Диагностика уровня развития пространственного мышления младших школьников в
начальной школе
Содержанием пространственного мышления является оперирование пространственными образами на основе их создания с использованием наглядной опоры (предметной или графической, разной меры общности и условности). Оперирование пространственными образами определяется их исходным содержанием (отражение в о ...
Основные принципы коррекционно-предупредительного
воздействия в раннем возрасте
Комплексное коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте имеет принципиальную основу: - Первым по значимости является принцип опережающего обучения в развитии, обоснованный JI.C. Выготским и детально разработанный в дальнейшем С.Я. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Р.Е. Левиной и др. П ...
Психолого-педагогическая характеристика учащихся
начальных классов специальных школ
Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения ...