Материалы » Возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в учреждениях дополнительного образования » Характеристика организованного общения как средства обучения групповому взаимодействию старших подростков

Характеристика организованного общения как средства обучения групповому взаимодействию старших подростков

Страница 1

В данном разделе рассмотрим понятие "организованное общение".

Организованное общение - такое взаимодействие воспитанников, которое осуществляется под руководством педагога в специальных формах и имеет своей целью обучение детей гумманному взаимодействию.

Основной отличительной особенностью организованного общения от общения вообще является - обязательное руководство педагога, наличие цели общения, задач и специально организованных форм.

Одной из основных задач организованного общения является обучение ребят взаимодействию, которое должно осуществляется целенаправленно, энергично и интенсивно, через различные формы.

Формами организованного общения могут быть дискуссии, тренинги, игры и другие, каждая из этих форм имеет и другие воспитательные задачи, кроме обучения воспитанников взаимодействию: гуманизация микроклимата группы, развитие в объединении интрагрупповой активности, эмоциональная насыщенность жизнедеятельности как в группе, так и каждого учащегося в отдельности и т.д.

Рассмотрим формы организованного общения, которые мы будем использовать при проведении формирующего эксперимента данной работы.

Тренинг общения — доступная воспитателям, непрофессиональным психологам, форма групповой работы. Например, Тренинг "Диалог". Цель тренинга — обучение навыкам ведения конструктивного диалога. Под конструктивным диалогом понимается такая форма общения в группе, которая позволяет путем взаимных усилий находить решения, удовлетворяющие обе стороны, объединяющие участников для дальнейшей совместной деятельности, способствующие эффективному общественному развитию.

Тренинг рекомендуется проводить в группе, состоящей из 12—15 человек. Предварительно определяется актуальная проблема, представляющая интерес для данной группы. Ставится задача — найти наиболее приемлемое для всех решение этой проблемы.

Ведущий выделяет группу участников обсуждения, назначает экспертов (1—2 человека) и наблюдателей (2—3 человека). Участникам, имеющим сходные взгляды на проблему, предлагается объединиться в подгруппы.

Обсуждение проблемы проводится в два этапа. Сначала работают подгруппы. Они вырабатывают оптимальное решение проблемы. Это так называемый внутриструктурный диалог. Характерные особенности такого диалога: наличие банка идей у его участников, полнота используемой информации, ее достоверность и разносторонность, четкая аргументированность суждений.

После обсуждения каждая подгруппа сообщает свое решение экспертам и выделяет авторитетного представителя для второго этапа обсуждения — межструктурного диалога. Представители подгрупп должны выработать единое решение проблемы с учетом мнения своих единомышленников. Цель такого диалога — нахождение компромисса, определение возможностей согласия сторон. Для этого вида диалога особенно важно умение понять оппонента, осознать его интересы, увидеть проблему его глазами. Не менее существенным является понимание, до какой степени возможен компромисс, каковы его границы и взаимные выгоды. Важнейшее условие эффективности межструктурного диалога — соблюдение баланса интересов обеих сторон. При нарушении этого баланса проблему нельзя считать решенной. Она неизбежно возникнет вновь.

На первом и втором этапах обсуждения наблюдатели отмечают особенности поведения каждого из участников, обращают внимание на их взаимоотношения, владение культурой спора, умение установить контакт друг с другом. Эксперты оценивают правильность, сбалансированность принятого решения.

При подведении итогов занятия ведущий, наблюдатели и эксперты оценивают деятельность его участников, все присутствующие высказывают свое мнение о проделанной работе.

Групповые дискуссии — дискуссии, ориентированные на проблемные нравственные вопросы, близкие к традиционным диспутам или более сложным проблемным групповым формам в духе организационно-деятельностных игр.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Типология уроков
Комбинированный урок 1. Организационный этап. Целевая направленность. 2. Этап проверки домашнего задания. 3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся. 4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. Мини цель. 5. Этап усвоения новых знаний. 6. Этап закрепления новых знаний. 7. Этап инфор ...

Организационные решения по реализации необходимых требований и условий к процедуре контроля знаний и тестирования
Одним из важнейших вопросов построения распределенных образовательных систем является задача объективной оценки результатов обучения. Следует отметить, что данная проблема многогранна и единого мнения по ее решению нет. В частности, весьма распространено мнение, что тестируемый будет использовать л ...

Работа реабилитационного центра
1. Социальная работа с семьями имеющими детей–инвалидов Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченнымивозможностями. 2. Технологическ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru