Помогают осмыслить такой процесс как трансформация. Вопрос в речи конструируется по аналогии со структурой вопроса, а не из повествовательного предложения. Также доказано, что пассивная конструкция не трансформируется из активной, а возникает сама, так как имеет специфичную ситуативную обусловленность.
4. Подстановочные
Принцип их состоит в том, что обучающийся подставляет подсказываемые ему лексические единицы в определённую структуру.
5. Речевые – это упражнения для развития речевого умения
6. Вопросно-ответные – широко используемые упражнения. Они имеют следующие характеристики:
а) имитируют общение;
б) позволяют работать в быстром темпе;
в) психологически просты по способу выполнения (спрашивать и отвечать – привычно).
Из всего вышесказанного можно сказать, что классификация Е.И. Пассова методически и психологически обоснованна, и в свое время являлась наиболее эффективной и проработанной, но на сегодняшний день она практически не используется.
Усвоение лексической стороны речи предполагает прохождение определённых этапов:
1. семантизация лексических единиц;
2. автоматизация лексических единиц;
3. дальнейшее совершенствование лексических единиц.
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащегося к их выполнению, соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений. Сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем на воспроизведение, применение раннее усвоенного, на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации, на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений, навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.
Семантизация есть процесс раскрытия значения слова. Этот процесс должен быть и экономным во времени и эффективным для запоминания. Чтобы он был таким, учитель обязан разбираться в вопросах, о которых дальше будет идти речь.
Семантизация осуществляется различными способами:
1)беспереводные 2)переводные
Беспереводные:
демонстрация предметов, жестов, действий, картин, рисунков;
раскрытие значений слов на ИЯ, для чего могут использоваться:
определение (дефиниция) – описание значения слова;
Ex. Cinema-theatre where films are shown.
перечисление;
Ex. Dogs, cats, cows, horses, pigs, are animals.
семантизация с помощью синонимов или антонимов;
Ex. Cold – warm, quick - slow
определение слова на основе контекстуальной догадки, значения фактов;
Ex. Columbus discovered America in 1492.
определение слова на основе его внутренней формы.
Ex. Известная основа и знакомые словообразовательные элементы: worker, teacher; сложные слово, состоящее из двух компонентов: arm-chair, football; слова, сходные по написанию и звучанию в родном языке: patriot, revolution.
Переводные:
замена слова (словосочетания или оборота) соответствующим эквивалентом родного языка;
перевод-толкование, при котором помимо эквивалента на родном языке учащимся сообщают сведения о совпадении (или расхождении) в объёме значения;
Ex. Big – большой (означает величину, размер);
Great – большой (знаменитый, великий).
Автоматизация есть процесс формирования лексических навыков, процесс усвоения речи и для речи. Автоматизация слов на дотекстовом этапе предусматривает не просто «первичное закрепление», а именно доведение владения словом (дозой слов) до уровня навыка. Это принципиально разные задачи.
Что необходимо, чтобы использовать слова в речи:
1. припомнить слово (здесь происходит, как говорят психологи вызов слова; оно переходит из долговременной памяти в операционную);
Другая информация:
Международные
форматы и спецификации представления образовательной информации в
информационных системах
Индустрия компьютерных средств обучения развивается на протяжении уже более двадцати пяти лет. На первых порах в учебном процессе использовались различные программно-методические комплексы для освоения студентами элементов информационных технологий. Примерами таких комплексов могут служить учебно-и ...
Типы обучающих программ
Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на: а) линейные, разработанные Скиннером, б) разветвленные программы Н. Краудера. 1. Линейная система программированного обучения, первоначально разработанная американским психологом Б. Скиннером в начале 60-х гг. ХХ в. на осн ...
Методологические подходы, стратегия предпрофильной и профильной подготовки
Выбор учащимися профиля обучения является основой построения профильной школы. Однако реально этот выбор, в большей или меньшей мере, навязывается школьникам, которые в силу возраста еще не являются субъектом самостоятельного принятия решения (П. Щедровицкий). Поэтому необходимо с первых дней обуче ...