На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Занятие бисероплетением вызывает у школьников большой интерес, это искусство способствует их творческой активности, создает обстановку доброжелательности. Кружковые занятия по обучению учащихся бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.
В ходе кружковой работы дети привыкают к порядку, установленному в мастерской, становятся более внимательными, менее говорливыми, аккуратными.
Улучшается обстановка в коллективе. Она способствует раскрытию души ребенка. Подготовка к выставкам заражает всех идеей общей пользы. Перспектива участия поднимает активность детей, у них загораются глаза и вместе с этим часто меняется отношение родителей к увлечению ребенка. У многих взрослых бисер ассоциируется в основном с фенечками и поэтому некоторые родители высказывают мнение о несерьезности этого занятия. Но бисер хорош тем, что дети очень быстро ощущают результат своего труда. Учащиеся радуются каждому новому изделию. Цепочки, фенечки, браслеты, броши, колье, выполненные детьми, не оставляют равнодушными не только женскую часть родственников, часто начинают интересоваться успехами детей папы и дедушки. Они проникаются их проблемами и помогают подбирать все необходимое для занятий.
В процессе посещения занятий кружка учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания п конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве.
В задачу педагога входит создание условий, при которых потенциал ребенка будет использован полностью. Результат будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию «я хочу сделать это сам». Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятия снижается, если учащийся привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я», быть только исполнителем, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями по изготовлению изделия и конечным результатом.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, чертежу, рисунку, по собственному замыслу учащегося с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, а так же уделяется внимание экономическому образованию детей.
Цель программы: формирование художественной культуры школьников как части духовной культуры, приобщение детей к человеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого, а также приобщения к предпринимательской деятельности, как неотъемлемой части современного образования.
Задачи программы: развитее творческих возможностей учащихся; формирование умений изготовления украшений из бисера; воспитание трудолюбия, самостоятельности, эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой труд.
Результатом реализации программы по бисероплетению являются выставки-продажи детских работ, как местные, так и районные, использование изделий из бисера в качестве подарков к различным праздникам. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании: знакомясь с предпринимательством, они видят, что их труд необходим, их продукция пользуется спросом, конкурентоспособна. Учащиеся видят, что реально могут повлиять на благосостояние семьи, благодаря занятиям в кружке.
Программа рассчитана на три года для детей 5-7 классов, занятия проводятся три раза в неделю по два часа.
Таблица 4
Учебно-тематический план. Первый год обучения.
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
Теория |
Практика |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
2 |
Низание бисера в одну и две нити «крестики» и «колечки» из бисера одного цвета и из цветного. |
22 |
10 |
12 |
3 |
Плетение полотна «крестики» в одну и две нити, из бисера одного цвета и из цветного, с орнаментом и надписью. |
24 |
10 |
14 |
4 |
Плетение ажурных цепочек одной и двумя иглами с различными ячейками из бисера одного цвета и из цветного. |
24 |
10 |
14 |
5 |
Плетение цепочек в технике «мозаика». |
8 |
2 |
6 |
6 |
Изготовление жгутов |
10 |
3 |
7 |
7 |
Плетение ажурных цепочек с подплетением. |
6 |
2 |
4 |
8 |
Изготовление браслетов. |
4 |
1 |
3 |
9 |
Вышивка бисером |
28 |
8 |
20 |
10 |
Плетение ажурного полотна одной и двумя иглами с различными ячейками из бисера одного цвета и из цветного. |
16 |
6 |
10 |
11 |
Плетение полотна в технике «мозаика» одной и двумя иглами; с рисунком. |
16 |
6 |
10 |
12 |
Изготовление брошей и серег в технике «мозаика». |
8 |
3 |
5 |
13 |
Плетение уголка одной двумя иглами; изготовление гердана. |
18 |
6 |
12 |
14 |
Изготовление комплекта украшений, основанный на основе умений плести уголок, полотно одной иглой и цепочки «цветы». |
8 |
2 |
6 |
15 |
Занятия по ознакомлению с предпринимательской деятельностью |
10 |
5 |
5 |
Итого |
204 |
75 |
129 |
Другая информация:
Возможности дизайонобразования на гуманистических основах в содержании
учебных программ образовательной области «Технология»
гуманистический дизайнообразование гуманизация старшеклассник Современный этап развития общества, связанный с внедрением новых технологий направлен на более полную реализацию потенциальных способностей личности и имеет неоценимое значение подготовки подрастающих поколений к обозримому будущему. В п ...
Экспериментальное исследование уровня развития речи у детей в раннем
возрасте
В качестве изучения уровня развития речи у детей в раннем возрасте был проведен метод наблюдения. В качестве испытуемого был взят ребенок на разных возрастных этапах. Я наблюдала за ребенком, начиная от полутора лет в течении полу года, фиксировала ее речь и в дальнейшем на основе этих результатов ...
Методика работы с младшими школьниками по формированию умений
диалогической речи с использованием ролевых игр
В этой части нашего исследования будут представлены примеры ролевых игр, отвечающие изложенным выше требованиям, и направленные на формирование умений диалогической речи младших школьников. «Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанны ...