Как видно из таблицы, 60% детей, что составляет 6 человек, обладают высоким уровнем знаний о родном крае, то есть данные дети приобщены к истокам национальной культуры, у них сформировано духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувства сопричастности к ней, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей. 20% детей обладают средним уровнем знаний о родном крае; 20% детей - низким уровнем знаний о родном крае. Все дети (100%) обладают средним уровнем знаний о толерантности, которая является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. 90% детей обладают средним уровнем знаний о своих правах; 10% детей обладают высоким уровнем знаний о своих правах. 90% детей, что составляет 9 человек, обладают средним уровнем знаний о своих обязанностях; 10% детей, что составляет 1 человек, обладают низким уровнем знаний о своих обязанностях, то есть дети должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по своим справедливым "законам", которые "установят" сами.
Результаты констатирующего этапа исследования позволили сделать вывод, что чувства гражданственности у детей старшей группы развито недостаточно.
Наглядно результаты констатирующего этапа исследования чувства гражданственности у детей дошкольного возраста представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Результаты исследования чувства гражданственности у детей дошкольного возраста
Затем был проведен формирующий этап эксперимента. Учитывая проанализированные условия, нами была разработана система работы воспитательно-образовательного процесса, а также перспективный план работы с дошкольниками по формированию чувства гражданственности.
Задачи, поставленные нами, были реализованы в различных видах деятельности, в том числе игровой, где мы создавали условия для использования впечатлений, полученных на занятиях.
Планирование мероприятий по темам в режиме дня включало в себя:
проведение бесед, игр-бесед, которые планировались дифференцированно в утренние и вечерние часы; дидактические игры в индивидуальной форме в удобное для воспитателя и ребёнка время; кроме того, дидактические игры рекомендовались родителям для занятий с детьми дома;
игры-путешествия, экскурсии проводились во время занятий по соответствующей тематике по разделам образовательной программы и за счёт времени, отведённого на прогулку;
досуговые мероприятия (спортивные, интеллектуальные игры, развлечения, сюжетно-ролевые и творческие игры, праздники) организовывались в тесном взаимодействии со специалистами детского сада (музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре).
Были проведены:
викторина для детей старшего дошкольного возраста "Прогулки по родному городу Нижнекамску"
беседы "Ознакомление с гербами Российской Федерации и Республики Татарстан", "Мои права и обязанности";
игра-путешествие "Масленица";
игра-развлечение "Дружат дети всей планеты";
занятия "Как наши предки-славяне защищали Русь от врагов", "В гостях у бабушки";
Другая информация:
Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике
В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Нина Федоровна Талызина (Талызина Н.Ф., 1969; 1975). В отечественном вариант ...
Понятие элективных курсов в системе образования
Элективные курсы отличаются тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться. Такие курсы обычно предназначаются для профильной дифференциации обучени ...
Экспериментальная работа по изучению использования активных форм и методов во
внеклассной работе по химии
Работа по изучению использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками проводилась в лицее № 5 в 9-х классах. Эксперимент состоял из нескольких этапов: 1. Подготовительный этап Предварительно были изучены научная и методическая литература, опыт учителей во внеклассной работе, ...