Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, мы решили провести опытно-экспериментальную работу по данной проблеме.
Исследование проводилось в МБДОУ "Детский сад № 19" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Экспериментальная группа состоит из детей дошкольного возраста в составе 10 человек.
Цель констатирующего эксперимента выявить уровень сформированности чувства гражданственности у детей дошкольного возраста.
В ходе констатирующего эксперимента мы использовали следующие методы:
анализ педагогической документации;
анкетирование;
наблюдение.
На начальном этапе исследования был выявлен характер работы, проводимый в старшей группе №10 МБДОУ "Детский сад № 19" НМР РТ. Для этого был проведен анализ перспективного и календарного плана.
Согласно перспективному плану старшей группы №10 запланирована тематическая неделя "Мой дом", где отражены занятия по ознакомлению детей с родным городом, страной. Всё это так же отражено и в календарном плане. Планируются как специально организованные занятия, так и самостоятельная работа детей и совместная воспитателей и детей. Детей знакомили с родной семьёй, составлялось генеалогическое дерево семьи, составлялась книга своей семьи, фотоальбомы "Моя семья". Так же в совместной деятельности планировалась индивидуальная работа с детьми (например, беседа "Расскажи о своей семье"); знакомство с русским поэтом А. С Пушкином, с его стихами; ознакомление детей с русским фольклором, народными играми; проводилась выставка рисунков "Мой город".
Следующим этапом была диагностика сформированности у детей дошкольного возраста чувств гражданственности для этого мы, использовали следующую анкету, состоящую из 4-х блоков:
Знание родного края;
Толерантность;
Права ребенка;
Обязанности ребенка.
Ключ к данной анкете представлен в таблице 1.
Таблица 1
Знание о родном крае |
Толерантность |
0-2 низкий уровень; 3-5 средний уровень; 6-7 высший уровень. |
0-2 низкий уровень; 3-5 средний уровень; 6-7 высший уровень. |
Права ребенка |
Обязанности ребенка |
0-1 низкий уровень; 1-4 средний уровень; 5-7 высший уровень. |
0-1 низкий уровень; 1-4 средний уровень; 5-7 высший уровень. |
Анализ и интерпретация результатов диагностики сформированности чувства гражданственности у детей дошкольного возраста
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Сущность понятия "гражданственность" состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.
Результаты диагностики чувства гражданственности представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования по методике "Уровни сформированности у детей чувства гражданственности"
Показатель/уровень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Знание о родном крае |
60% |
20% |
20% |
Толерантность |
0 |
100% |
0 |
Права ребенка |
10% |
90% |
0 |
Обязанности ребенка |
0 |
90% |
10% |
Другая информация:
Повышение
квалификации работников системы образования как часть реализации национального
проекта в сфере образования
В последнее время значительно расширился спектр образовательных программ, предлагаемых руководящим работникам системы образования; обновилось их содержание; начат переход к разноуровневым и модульным образовательным программам. Приоритетный национальный проект «Образование» разработан таким образом ...
Основные трудности понимания речи на слух
Практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общения на иностранном языке убеждают в том, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности и единственным видом речевой деятельности, при которой от лица ее выполняющего почти ничего не за ...
Семейные формы воспитания детей-сирот
Сегодня можно говорить, что в Российской Федерации в соответствии с Семейным кодексом введены следующие формы устройства сирот: усыновление, опека, приемная семья, семейный детский дом, учреждения для детей, нуждающихся в государственной поддержке. Мировой и отечественный опыт показывают, что гаран ...