Воспитание гражданственности является задачей государственной важности. Наличие гражданского общества - важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни.
В настоящее время возникает необходимость более глубоко изучить и переосмыслить потенциал гражданского воспитания для воспитанников дошкольных образовательных учреждений с точки зрения его содержательной и практической стороны. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что формирование гражданских навыков, гражданской позиции, гражданственности необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, а также этот процесс должен осуществляться не только в стенах образовательных учреждений, но и в домашних условиях. Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут. Должны знать свои права и уважать права других.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны воспитать у детей чувство гражданственности. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания, целенаправленная работа по определению и реализации условий для воспитания основ гражданственности у дошкольников.
Тема воспитания основ гражданственности рассматривалась в педагогическом наследии К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, про необходимость воспитания чувства патриотизма писала Н.К. Крупская. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в педагогических исследованиях советского и постсоветского периодов нашла свое отражение в исследованиях Р.И. Жуковской, Ф.С. Левин-Щирирой, С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, Л.И. Беляевой, Э.К. Сусловой, Е.С. Никоновой и др.
Признавая научную ценность указанной проблемы, мы считаем актуальным изучение формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста. В рамках указанной проблемы была избрана тема исследования: "Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного возраста".
Цель исследования: изучение формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: воспитание основ гражданственности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что гражданственность как нравственное качество личности детей старшего дошкольного возраста будет воспитываться успешно, если:
процесс воспитания реализуется с учетом содержания понятия "гражданственность детей дошкольного возраста";
определены критерии и уровни форсированности гражданственности у старших дошкольников;
Исходя из цели и гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания основ гражданственности у детей дошкольного возраста.
2. Уточнить содержание понятия "гражданственность" для детей дошкольного возраста.
3. Дать опытно-экспериментальное обоснование по вопросу воспитания основ гражданственности у детей дошкольного возраста;
4. Обобщение результатов исследования.
Другая информация:
Сущность блочно - модульного обучения
Блочно - модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения. Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения». Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогическо ...
Примерное тематическое планирование по теме: «Графическое изображение
фигуры человека»
Исходя из цели нашего исследования: Активизировать творческую деятельность учащихся и расширить представления об использовании выразительных средств графики при рисовании фигуры человека, мы определили ряд задач: провести первичную диагностику, составить тематическое планирование уроков по теме «Гр ...
Методика и организация опытно-экспериментальной работы по реализации
личностно-ориентированного обучения на уроках БЖ
База исследования: исследование проводилось в 69 школе, в 7-х классах: 7 а и 7 б. Характеристика классов: В одном классе (7 а) велись обычные уроки, в другом классе (7б) проводились уроки с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. В обоих классах в исследовании принимали участ ...