Формирование малых групп должно базироваться на различных принципах:
- по желанию самих учащихся;
- по просьбе учителя;
- по принципу непроизвольного, свободного метода жеребьевки.
Необходимо особо отметить, что позже нужна сменяемость групп – с целью развития умения общаться с другими людьми, выстраивать отношения с людьми разного темперамента и характера.
В деятельностной стадии уровень заданий должен быть различным, и ребенок должен иметь возможность самостоятельно осуществлять выбор сложности и средств, форм для их выполнения.
Еще один принцип – целостность изучаемого материала и его связь с реальной жизнью. Первоначально происходит знакомство с общей картиной темы, устанавливается ее связь с природой, обществом. Затем детализируются части целого, организуется практическое их использование.
На данном этапе важна эмоциональная окраска учебной деятельности. Так, в завершение этого этапа возможно написание мини-сочинений, стихов. Создание рисунков, схем на изучаемую тематику. Учителю необходимо поддерживать, одобрять попытки нестандартных, эмоциональных детских проявлений, при этом не выделяя «правильные» или «понравившиеся». Чем разнообразнее, неожиданнее будут проявляться эмоции детей, тем эффективнее будет складываться их личностное отношение к происходящему и, как следствие, усиливаться внутренняя мотивация учения. акцент необходимо делать на личностный смысл обучения каждого ребенка.
Диагностический этап
Этот этап призван преодолеть недостатки традиционной системы оценивания.
Его программа позволит:
Отследить динамику академической успеваемости во времени.
Изучить:
- развитие интеллектуально-познавательной сферы учащихся (посредством психологических методик);
- уровень сформированности ключевых компетенций, становление моральных способностей (посредством наблюдения на всех этапах учебной деятельности и использования различных методик);
- личностное развитие ребенка (наблюдение, психологические методики).
Оценить педагогическую деятельность учителя с позиции учащегося (анкетирование, беседы).
Этап осмысления
На данном этапе учитель и ученик осмысливают результат, способ его достижении. Намечаются дальнейшие пути деятельности. На этой стадии проводятся групповые дискуссии, на которых и ученики, и учитель обмениваются мнениями, мыслями. Сомнениями. Участники диалога готовы оказать моральную поддержку. Такое обсуждение ведется на добровольной основе и первоначально осуществляется учителем, который первым делится своими впечатлениями, мыслями.
В группах дети могут выставлять взаимооценки за «умение сотрудничать», за «умение преодолевать трудности в учении», за «поддержку в трудную минуту» и т.д.
В целом личностно-ориентированный подход в образовании становиться фактором не только успешного обучения детей, их личностного развития, но и профессионального, личностного роста учителя, поскольку обращен к полноценному взаимодействию и взаимообогащению всех субъектов образования.
Другая информация:
Особенности системы образования Пензенской области
Сегодня система образования Пензенской области характеризуется активными инновационными изменениями, связанными с внедрением новых подходов к финансированию образовательных услуг, с привлечением к их предоставлению негосударственного сектора, с реструктуризацией бюджетной сети образовательных учреж ...
Сущность, функции и принципы профессионального обучения
Профессиональное обучение — это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования. Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессиональ ...
Создание условий для игр
Дети играют в подвижные игры в помещении и на воздухе во время прогулки. Основное место прогулки — участок детского сада, где выделено место для каждой возрастной группы. Для подвижных игр детей необходимо иметь соответствующее оборудование. Постоянно на участке должны быть: лесенки-ступеньки, забо ...