Таким образом к содержанию образования будем относить:
общекультурные знания, общекультурные ценности;
социальный опыт, социальные ценности;
методы познания себя и других;
эффективные способы различной деятельности;
способы оценки результатов деятельности, собственного развития;
умение сотрудничать.
Процессуальная часть
Организация образовательного процесса на основе личностно-ориентированного процесса предполагает следующие этапы:
Этап «настраивания контакта».
Мотивационный этап.
Деятельностный этап.
Диагностический этап.
Этап осмысления деятельности и ее результатов.
Этап «настраивания контакта»
Для этого этапа характерно выстраивание межличностных отношений, знакомство друг с другом, изучение личностных характеристик, субъектного опыта друг друга.
Педагог должен показать свое позитивное отношение к ребенку, заинтересованность в нем. Результатом этого этапа должно стать:
спокойное, уравновешенное психологическое состояние ребенка;
отсутствие страха;
понимание того, что учитель – это друг, который станет помощником в процессе обучения;
первые сведения друг о друге
Необходимо отводить для этого достаточное время – в соответствии с ситуацией – до установления полного взаимопонимания. Иначе налаживание контакта растянется на длительный срок.
На данном этапе уместно проведение различных психологических тестов, опросов, написание мини-сочинений о себе. Но только по согласию учащегося возможно оглашение результатов этих диагностик.
Самое главное – не бояться потери учебного времени, так как начало – «это больше половины целого» и от него зависит, насколько продуктивно будут проходить занятия в дальнейшем.
2. Мотивационный этап
На этом этапе нужно создать у ребенка внутреннюю мотивацию к изучению нового материала, учению вообще. Для этого необходимо выявить предыдущий опыт ребенка, и тогда он сможет выразить свое отношение к новому опыту и знаниям.
Первый и второй этап могут интегрироваться. Время, отведенное на второй этап, может быть различным. Чем больше работаешь с данными детьми, тем короче может быть 1-2 этап.
Для того чтобы учебный материал был переведен с уровня отстраненных знаний на уровень личностных смыслов и вызвал интерес у учащихся, необходимы следующие условия:
связь изученного материала с реальной жизнью;
обращение к ранее приобретенному опыту ребенка;
практическое применение полученных знаний, способов деятельности;
ощущение у учащихся удовлетворенности от проделанной работы, продвижения вперед;
творческий характер деятельности в обучении;
отсутствие строгих алгоритмов, нормативно-регламентирующих предписаний по изучению предметных знаний;
свободный выбор деятельности на любом этапе обучения;
ответственность учащегося за свой выбор, действия;
приоритет самостоятельной деятельности.
Именно сейчас надо показать привлекательность темы, ее практическую направленность и понимание того, что ребенок уже что-то знает и сможет освоить новый материал по новой теме.
3. Деятельностный этап
Только тогда, когда выстроены взаимоотношения и включены внутренние мотивационные установки, можно активно изучать новый опыт, новые знания, развивать общие способы действий. Этот этап может быть наполнен разнообразием форм, методов и средств педагогической деятельности.
Выделим наиболее важные его принципы.
Чередование индивидуальных и групповых форм работы помогает сохранять высокий уровень мотивации. Для развития ключевых компетенций учащихся приоритетной можно назвать групповую форму работы.
Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабомотивированных учащихся, у них возникает желание быть не хуже других. Эффективность групповой формы деятельности обуславливается возможностью удовлетворения социальной потребности принадлежать к группе.
Другая информация:
Количественная и качественная обработка полученных данных по результатам
экспериментов
Цельконтрольного эксперимента – выявить полученные знания по теме «Семейный бюджет» и определить познавательный интерес к изученной теме в экспериментальном и контрольном классах. Задачи исследования: 1. Проведение контрольного тестирования по экономике по теме «Семейный бюджет» в экспериментальной ...
Особенности распознавания семантически близких значений
Задания данной группы вызвали у детей, вошедших в экспериментальную группу, значительные затруднения. Детям сложно было найти лишнее слово, некоторые отвечали наугад и выбор свой никак не могли объяснить. Другие же пытались найти какое-то логическое объяснение своему решению. Так, например, в групп ...
Технология проектной деятельности школьников
Сущность технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, находить нестандартные решения локальных, региональных и даже глобальных учебных проблем современного развития цивилизации. Технология проектной деят ...