Всесторонний подход к анализу предмета исследования в рамках нашей квалификационной работы позволил выявить основные принципы осуществления дизайнобразования на гуманистических основах. Этим принципам отнесены: личностно-деятельностный, личностно-развивающий, принцип научности, ценностной ориентации предметно-преобразующей деятельности, гуманитаризации технико-технологических знаний, политехнический, эстетический, культурологический.
Обучение на гуманистических принципах позволит старшеклассникам формировать качества, необходимые для деятельности в новых социально-экономических условиях, рождает атмосферу творческого поиска.
Ведущим в организации дизайнерской деятельности является личностно-ориентированный, деятельностный подход к учащимся. В процессе дизайнерской деятельности используются такие методы как проблемный, поисковый, исследовательский, а также различные специальные упражнения по выполнению трудовых операций.
На основе изучения отдельных вопросов теоретических основ органической взаимосвязи и взаимодействия дизайна и технологического процесса создания одежды и их раскрытия, а так же опираясь на выявленные педагогические аспекты обучения учащихся 10 – 11 классов дизайнобразования и полученных результатов анализа таблицы №1. «Структура и содержание обучения учащихся 10 и 11 классов городской и сельской школы по региональным программам образовательной области «Технология», нами выявлены наиболее оптимальные критерии, которые будут положены в процесс обучения: – дизайнобразовательная направленность; – интегративность (интеграция естественнонаучных знаний, категорий технологии, эстетики, конструирования, народно-художественных традиций);
- соответствующие принципы дидактики; – личностное активно-деятельностные развитие; – культурологический.
Для организации процесса обучения учащихся потребовалась разработка эстетического принципа, который охватывает традиционно сложившийся и современный подход к проектированию и технологии изготовления швейных изделий (дизайн народного и современного костюма и др.) Указанный принцип имеет существенное значение для формирования и развития творческого мышления учащихся. Этот принцип должен отражать у учащихся основы эстетической и художественной деятельности по моделированию конструированию и изготовлению одежды на принципах дизайна.
Исследование эффективности указанного принципа дало возможность выявить, что структура дизайнобразования требует формирования и развития художественного технологического (дизайнерского), пространственного, образного мышления, освоение учащимися различных видов дизайн деятельности в зависимости от сложности разработки. Многообразие видов деятельности связано с этапами технологического процесса и решением операционных задач, включая проведение функционального и композиционного анализа швейного изделия и процессов синтеза (формирование связей функции и формы, формообразование и композиционная целостность) с использованием метода художественного проектирования, а также – реализацию дизайн – проекта в спланированной логической цепочке конкретных технологических операций, приемов и методов.
Дидактические возможности указанного процесса, основывающиеся, в силу его преобразовательного характера, на реализации системы общенаучных и специальных знаний и умений, существенно возрастает благодаря необходимости учитывания эстетических и материальных характеристик, создаваемой учащимися вещи (массы, размеров, параметров, материала, конструкции, декора и т.д.).
Личностно развивающий гуманистический принцип в дизайнообразовании реализуется на основе интеграции знаний общественных и естественных наук. Интеграционные процессы в образовании выступают как высшая форма обучения, в которой межпредметные связи только необходимая часть, составляющая технологию познания.
Другая информация:
Педагогические взгляды представителей реформации: Лютер
В первое время немецкий гуманизм и реформация шли рука об руку. Обоих объединяло отвращение к церковной схоластике и стремление к освобождению личности от средневековых традиций и подавляющего церковного авторитета. Оба искали нового, более свежего образования. Но скоро теологические интересы, возб ...
Характеристика среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (от 10-11 до 15 лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V – IX кл.) и характеризуется общим подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка характеризуется психологией полуребёнка – п ...
Опыт работы учителей музыки Ярославской области
Вопросы экологического воспитания волнуют педагогов и воспитателей Ярославской области. Свои разработки уроков и идеи они соединили в методические сборники "Экологическое воспитание средствами искусства" и "Экологическое воспитание средствами музыки", авторы-составители Б.А.Бара ...