Новые грамматические формы и конструкции предъявляются детям на базе хорошо известной им лексики.
Содержание заданий направлено на практическое закрепление умений и навыков, формируемых на занятиях.
Задания по словоизменению и словообразованию направлены на формирование грамматического строя речи, устранение имеющихся аграмматизмов, кроме того, они предусматривают дальнейшее накопление и уточнение пассивного и активного словаря, расширение знаний различных форм слов и оборотов разговорной речи, активизацию и совершенствование имеющихся у детей речевых навыков.
В процессе выполнения упражнения позволяют использовать многообразные приемы коррекционной работы, из которых можно выделить следующие:
- рассматривание и называние тех предметов, о которых идет речь в упражнении;
постановка вопросов на уточнение названий признаков предметов, действий, которые ребенок видит вокруг. Сначала вопросы носят подсказывающий характер, а затем требуют самостоятельных ответов;
подбор слов противоположных по значению;
дополнение предложений нужным по смыслу словом;
нахождение ошибки в предложении и исправление ее;
при пересказе текстов с отрабатываемыми грамматическими категориями дети сначала должны ответить на вопросы по тексту, затем пересказать текст полностью.
В упражнениях и заданиях дается речевой материал, который используется для формирования и коррекции грамматического строя речи.
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в целях повышения интереса к выполнению речевых упражнений задания целесообразно выполнять в игровой форме. Речевой материал позволяет использовать многообразие дидактических игр и приемов, включая в работу различные анализаторы. Для выполнения каждого задания дается точная инструкция.
Выбор инструкции зависит от целей и задач коррекционной работы решаемых в данный момент. Для полдержания интереса к речевым упражнениям можно предлагать: задания с мячом;
выполнять действия, о которых идет речь в упражнении, затем ответить на вопрос: что ты сделал?
рисовать в тетради предметы, о которых идет речь в упражнении, с последующим объяснение того, что нарисовал;
находить в окружающей обстановке предметы, о которых идет речь в упражнении;
использовать игрушки и действия с ними;
выполнять упражнения пальчиковой гимнастики при проговаривании слов и словосочетаний.
Таким образом, учет психологических особенностей детей дошкольного возраста, общедидактических принципов, использования многообразных дидактических игр и приемов в сочетании с многократностью и вариативностью предлагаемых речевых упражнений позволяют достичь эффективности в коррекционной работе по формированию грамматического строя речи и устранению аграмматизмов у детей с общим недоразвитием речи.
При проведении контрольного эксперимента (после шестимесячного обучения в апреле 2006 года) нами была применена та же методика, что и в контрольном эксперименте, но с использованием другого наглядного и лексического материала.
Задание №1. Согласование прилагательных.
Цель: согласование прилагательных с существительными. Наглядный материал: предметные картинки из серии «Одежда». Лексический материал: платье, шапка, шарф, юбка, рубашка, перчатки, брюки, кофта, плащ, шуба.
Задание: посмотрите на картинки, что изображено на них? Ответьте на вопросы: Какой? Какая? Какое? - подбирая определение к каждой вещи.
Другая информация:
История развития предпринимательства в России
Предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовост ...
Технология применения логических опорных конспектов
В основе технологии лежит идея опоры на зрительный образ, которая широко распространена в практике работы учителей географии. На уроках географии применяются опоры словесные (яркие образные рассказы, описания, в том числе отрывки из художественных произведений), графические (схемы, рисунки, таблицы ...
Роль природы в экологическом воспитании школьников
Вопрос об экологическом воспитании учащихся в школе возник в связи с необходимостью решения проблемы улучшения и сохранения окружающей среды. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практи ...