Материалы » Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Исследование и выявление особенностей диалогической речи дошкольников 5-6 лет

Исследование и выявление особенностей диалогической речи дошкольников 5-6 лет

Страница 5

Дети из контрольной группы давали достаточно полные ответы:

Выписка из протокола Салми С. и Ксюши Т.:

а какое у тебя сегодня настроение?

У меня сегодня хорошее, веселое настроение!

В контрольной группе есть реплики-рассуждения:

Выписка из протокола Димы К. и Аланы Х.:

Д.: так, у нас ведь Пин рабочий. Я нарисую ему гаечный ключ, потому

Дети из контрольной группы отвечают более распространенными предложениями, отражая и причинно-следственные связи, используя вводные слова («да, кстати», «значит…»)

4. Особенности использования речевой этики (умение вступить в беседу, окончить беседу, поговорить):

Речевой этикет знают дети обеих групп: приветствуют друг друга в начале диалога, прощаются в конце диалога (некоторые дети из экспериментальной группы забывают), а вот слово «спасибо» прозвучало только однажды в диалоге детей из контрольной группы.

Умение вступить в беседу более развито у детей из контрольной группы, тогда как дети из экспериментальной группы не могут отойти от примеров, приведенных экспериментатором. Так, особенно в ходе озвучивания диалога между игрушками («смешариков») дети из экспериментальной группы затруднялись найти тему для разговора, приходилось приводить примеры, хотя все дети знают данных мультипликационных героев и многое способны про них рассказать.

По данным обследования было выявлено что, дети экспериментальной группы для стимуляции собеседника на высказывание чаще используют вопросы, например:

что ты делаешь? Или

как дела?

Также дети данной группы часто используют предложение, например:

пойдем ко мне в гости. Или

идем тогда поиграем.

Дети экспериментальной группы не используют для стимуляции собеседника на высказывание просьбы и утверждения.

Анализируя наиболее распространенные типы диалогических единств в данной группе, то можно выделить «вопрос-утверждение»:

Выписка из протокола Андрея К. и Кирилла А.:

что ты делаешь?

Играю с друзьями.

В чего?

Вышибалы

Можно с вами?

Пошли.

Рассматривая третий оцениваемый навык, можно сказать, что дети экспериментальной группы испытывают трудности в развертывании реплики-ответа до придания высказываниям характера беседы. Кроме этого в экспериментальной группе можно выделить еще важные особенности: в процессе ведения диалогов бывали очень длительные паузы, когда дети не знали, что еще сказать, зачастую им приходилось помогать, стимулировать их к деятельности. Не зная, что сказать дальше, дети из экспериментальной группы часто повторяют одну и ту же фразу (собственную или дублируют собеседника) для продолжения диалога, иногда, возможно, это связано с трудностями актуализации слов.

Выписка из протокола Андрея К. и Кирилла А.:

я пока заварю чай…мы попьем чай…будем чай

я вы…играл,…я выиграл

на нажимай дальше…и там будет дальше…игра

выиграл

игра…и всё…ты у всех прошёл уровни, значит, уровни…

я пошел заварю чай.

Выписка из протокола Даши К. и Даши С.:

попробуй только мне помешай

ты мне

ты мне

не успею…не успею…

успею

Дети из экспериментальной группы испытывают также трудности при завершении диалога: часто диалог просто обрывается (не имеет конца):

Выписка из протокола Даши К. и Даши С.:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Организация процесса обучения БЖ на основе личностно-ориентированного подхода
При личностном подходе существование индивидуальных различий среди детей есть необходимое условие достижения поставленной цели – обеспечить развитие каждого ученика как неповторимой личности. В личностно-ориентированной системе образования принцип индивидуализации является не пустой декларацией, а ...

Музыкальное мышление: многоуровневость исследования
Мышление (англ. – thinking; немец. – denkens; франц. – pensee), в общем виде, определяется как процесс обобщённого отражения действительности, возникший из чувственного познания на основе практической деятельности человека. Будучи сложным социально-историческим феноменом, мышление изучается многими ...

Управление учебно-воспитательным процессом в школе
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необхо ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru