Материалы » Изучение фразеологии в средних классах » Учебный комплекс упражнений Бабайцевой В.В. для средней общеобразовательной школы

Учебный комплекс упражнений Бабайцевой В.В. для средней общеобразовательной школы

По мнению С. И. Ожегова, комплекс – совокупность, сочетание каких – нибудь явлений, действий. В данном случае, комплекс – это совокупность упражнений направленных на формирование одной из составляющих языковедческой компетенции, т. е. обогащение словарного запаса учащихся средних классов.

Комплекс упражнений предназначен для организации работы на уроках русского языка, как в основной, так и в средней образовательной школе. Его цель – отобрать и систематизировать упражнения, на материале которого можно было бы организовать работу по обогащению словарного запаса через использование лингвистических, фразеологических словарей.

Словарь выполняет множество функций, значимых как для учащихся, так и для взрослых:

- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

- обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- воспитание речевой и мыслительной деятельности;

- проверка ошибок в произношении и употреблении слов, словосочетании.

Упражнения включают содержание по разным разделам лингвистики: лексике, морфологии, словообразовании, этимологии, фразеологии.

В сборнике использованы стихотворные тексты русской классической литературы, в том числе и те, которые изучаются и в средней школе. При выполнении упражнений учащийся может использовать толковый словарь, словарь синонимов, антонимов, фразеологический, этимологический, словообразовательный словари. Учитель, исходя из конкретных условий, может по своему усмотрению отобрать из данного сборника необходимый материал для работы на уроке, во внеклассное время, для индивидуальных занятий. Упражнения могут изучаться учащимися, как в устной форме, так и в письменной.

Раздел “Лексика и фразеология” в ЕГЭ употребляется в частях: А, В. Типичные формулировки заданий в ЕГЭ:

- укажите значение слова в предложении;

- укажите предложение, в котором употреблен фразеологизм;

- какое значение имеет фразеологизм.

Раздел “Лексика и фразеология” изучается в 7 классе в 3 четверти. Перед учащимися стоят задачи:

- знать основные лексические понятия;

- понятие о лексическом и грамматическом значении слова;

- уметь определять многозначные слова;

- знать определение фразеологизмов;

- знать то, что фразеологизм может быть синонимом слова;

- уметь находить фразеологизмы в речи и в словаре.

Раздел “Лексика и фразеология” в русском языке контактирует с такими разделами, как “Синтаксис”, “Пунктуация”, “Лексика”. Например фразеологические единицы могут выполнять функции различных частей речи: существительного (субстантивные): сирота казанская, собака на сене; глагола: бить баклуши, прожигать жизнь; прилагательного (адъюкативные): пьян в стельку; междометия: вот так-так; наречия (адвербиальные): спьяну, не покладая рук, очертя голову.

Фразеологизмы на письме не выделяются запятыми. Например: В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. Пусть разные там старички днем с огнем разыскивают варианты давно забытых легенд. С утра до вечера бьется мужик как рыба об лед. Крайние противники хотят сжечь мосты и разорвать всякую связь с минувшим. В предложении выступают в качестве одного члена предложения. Фразеологизм может быть как подлежащим, так и сказуемым, дополнением, определением или обстоятельством.

Большинство устойчивых выражений характеризуются однозначностью: они имеют лишь одно значение, их семантическая структура достаточно монолитна, неразложима: камень преткновения – препятствие; витать в облаках – предаваться бесплодным мечтам; на первый взгляд – по первому впечатлению.

Но есть фразеологизмы, обладающие несколькими значениями. Например, значение фразеологизма “мокрая курица” – 1) безвольный, бесхитростный человек, размазня; 2) человек, имеющий жалкий вид, подавленный; расстроенный чем – либо. “Валять дурака” – 1)ничего не делать; 2) вести себя несерьезно, дурачиться; 3) делать глупости.

Другая информация:

Использование историй с движениями при обучении грамматике английского языка в начальной школе
Одна из основных задач учителя на раннем этапе обучения детей иностранному языку – сделать этот предмет интересным. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. В предыдущих параграфах мы отмечали, что в младшем школьном возрасте дети эмоциональны и подвижны ...

Сущность блочно - модульного обучения
Блочно - модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения. Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения». Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогическо ...

Преимущества и недостатки модульной технологии
Работа по модульной технологии имеет ряд преимуществ, так как ученики получают возможность изучать материал самостоятельно по дифференцированной программе, вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость, работать дома в случае пропусков уроков по болезни. Кроме этого, на уроке созда ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru