Выписка из протокола Тахира Б.:
- Каким цветом будет снег?
- белым
- что еще нарисуем?
- Землю
- Солнце какое?
- Яркое
- Что делает солнце весной?
- Светит … ярко светит
- А что мне можно нарисовать?
В диалогах со сверстниками у детей из экспериментальной группы так же можно отметить пассивность, в большей степени одного из участников:
Выписка из протокола Даши К.и Даши С.:
– привет…
- здра…привет
(длительная пауза проследовала, нужно им примеры приводить, стимулировать их активность)
- пойдем в гости ко мне…(жесты)
- давай сходим … к тебе в гости… чай пить
- заходи, Копатыч
- давай
- Копатыч, тебе какие игры нравятся?
- шашки
- идем, тогда поиграем…
2. Рассмотрим реакцию на участников диалога, отношение к партнеру по диалогу:
Если партнер по диалогу – это сверстник, то можно отметить спокойное отношение. А в контрольной группе – положительные, доверительные отношения.
Если же в качестве партнера по диалогу выступает взрослый, то можно отметить некоторый страх, робость, особенно это заметно в экспериментальной группе.
Иногда можно отметить некоторое недоверие к партнеру, особенно когда была нацеленность на результат (совместное рисование картины за ограниченное время):
Выписка из протокола Даши К.и Даши С.:
- я не знаю, что нарисовать… я вначале слегка буду делать…
- я домик
- домик? какой же (это) домик? .
Даша, тогда рисуй будку лучше…а это, что дом называется?
- бывают такие домики
- рисуй будку лучше…а если мы не успеем…а если мы не успеем…
- я нарисую цветочек
- рисуй будку лучше…Даша, у нас должна (быть- пропущена) одна картина….такие домики вообще не бывают
- бывают, …у нас такой на огороде
- у нас нет
-у нас на огороде такой
- не обманываешь? .Даша красиво раскрашивай…м-м-м-м-м…я хочу скорей
-я хочу успеть
-дай, ну не мешай!
- я машинку
- это машинка что ли? . что же ещё нарисовать?
- придумай что-нибудь
- попробуй только мне помешай!
- ты мне
- ты мне
- не успею…не успею…не успею
- успею
- дома ты не красиво рисуешь
- я старый домик вообще-то рисую
- значит, у вас на огороде нет такого дома?!
- это старые времена
- все
- я все.
3. Особенности речевых высказываний (их длина, сложность, распространенность/нераспространенность):
Экспериментальная группа не умеет развернуто отвечать на вопросы, хотя в диалоге зачастую используются короткие и лаконичные реплики, но у детей экспериментальной группы пропускались некоторые слова, от чего смысл сказанного искажался.
Дети обеих групп используют вопросительные предложения, но в экспериментальной группе дети часто на поступающие вопросы не отвечают. В диалогах данного возраста (в обеих группах) часто встречаются просьбы, побуждения.
В экспериментальной группе встречаются грамматические ошибки:
Выписка из протокола Андрея К.:
- у меня же много игров (повторялось неоднократно)
Выписка из протокола Кирилла А. и Андрея К.:
что ты делаешь?
Играю с друзьями
В чего?
Вышибалы (пропущен предлог)
Лексика детей экспериментальной группы близка к норме. Синтаксическое оформление предложений детей обеих групп схожее, только дети из экспериментальной группы больше используют простые нераспространенные предложения, не отражают причинно-следственых связей.
Другая информация:
Ведущие научно-педагогические центры
В 1830 г. по предложению П.Л. Шиллинга И. Бичурин был включен в состав научной экспедиции в район Кяхты, где находился центр русско-китайской торговли. Он предполагал на месте составить грамматику китайского языка, дополнить и переписать с помощью местных китайцев составленный им тематический китай ...
Методы и приёмы развития творческих способностей в процессе изучения
литературы в школе
Для реализации путей развития творческих способностей педагоги должны таким образом организовать процесс чтения и изучения литературного произведения, чтобы подростки постоянно находились в ситуации решения творческих задач. Это условие реализуется на уроках литературы наиболее ярко через метод тво ...
Формирование вокально-хоровых навыков детей как актуальная
психолого-педагогическая проблема
Пение является самым доступным видом музыкального искусства, широко востребованным в практике музыкального образования. Многие исследователи в различных областях науки сходятся во мнении, что в процессе обучения пению развивается эстетический вкус, качества личности ребенка, его общие и музыкальные ...