Материалы » Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения.

Диалогическая речь изучается многими науками: лингвистикой, психологией, педагогикой, психолингвистикой и др. Соответственно, много ученых занималось изучением данной проблемы: Якубинский Л. П., Бахтин М. М., Лисина М. М., Капитовская О. А., Плохотнюк М. Г. и многие другие. Будучи представителями разных наук, они изучали диалог с различных точек зрения.

Ряд ученых считают, что овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической. Навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. Этому помогает и связанность диалога: последовательность реплик, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем возрасте формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм протекает параллельно.

Рассматривая проблему изучения диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи можно отметить, что на сегодняшний день она мало изучена и недостаточно разработаны приемы формирования диалогической речи. Недостаточная разработанность данного аспекта обусловила выбор темы нашего исследования: «Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Изучение особенностей диалогической речи и разработка способов ее формирования определили актуальность данной темы.

Объект: диалогическая речь детей дошкольного возраста.

Предмет: условно-речевые и речевые упражнения как способы формирования диалогической речи.

Цель исследования: изучение коррекционной работы по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: поэтапное использование условно-речевых и речевых упражнений позволяет успешно корректировать развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

- исследовать степень разработанности в современной литературе проблемы изучения диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;

- рассмотреть особенности использования условно-речевых и речевых упражнений для формирования диалогической речи у дошкольников;

- провести коррекционную работу по развитию диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы исследования:

1.Теоретический (анализ литературы по проблеме исследования).

2.Социолого–педагогический (изучение медико-педагогической документации, беседы с воспитателями и учителями).

3.Экспериментальный (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов).

4.Статистический (качественная обработка данных).

База исследования: детский сад компенсирующего вида МДОУ д/с №25 г. Новосибирска и МДОУ детский сад № 27 г. Новосибирска. В эксперименте принимали участие дети старшей группы.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании применения игр-драматизаций в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость: результаты данной работы можно использовать в работе логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и родителей.

Другая информация:

Профилактика и способы решения конфликта
Как уже говорилось, педагогическое общение может приводить к возникновению конфликтов. Исходя из того, что педагог, в силу своего профессионализма и опыта способен видеть два интереса: ситуативный интерес и интерес развития ученика, как нами упоминалось ранее, то задача педагога в таком случае сост ...

Однородность образовательной системы в разных видах средневековых школ
Описанный строй схоластического образования был общим, по существу, для всей средневековой школы, для всех ее видов: и для церковно-приходских, и для монастырских, и для университетов, и даже для школ городских. Между ними была, разумеется, некоторая разница в организации школьного управления, в об ...

Основные техники и виды работы с бисером
Бисероплетение – это искусство изготовления изделий из бисера, мелких бусин и стекляруса. История этого вида декоративно-прикладного искусства поражает своей необычностью. В разное время интерес к бисеру и изготовлению изделий из него резко и неожиданно возрастал и также неожиданно почти полностью ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru