-Давай еще кораблик нарисуем.
Рассматривая реализацию и развитие главной мысли, можно отметить, что данные аспекты речевой деятельности более развиты у детей из контрольной группы:
Выписка из протокола Салми С. и Ксюши Т:
Привет!
Привет!
Давай сходим куда-нибудь погулять.
А куда?
Давай просто погуляем по улице
Ну, давай.
А какое у тебя сегодня настроение?
У меня сегодня настроение хорошее, веселое настроение!
Давай побегаем…(жестами изображают бег)
Идем покачаемся.
Давай, на качелях.
Клево гулять вместе!
Знаешь, я очень устала, я пойду домой. Хорошо?
Хорошо. Пока!
Пока.
Тогда как детям из экспериментальной группы зачастую приходится помогать.
Анализируя характер диалогов, отмечается преобладание репродуктивного характера в экспериментальной группе, это согласие во всем с лидером (особенно в диалогах с логопедом):
Выписка из протокола Даши К.и Даши С.:
– привет…
- здра…привет
(длительная пауза проследовала, нужно им примеры приводить, стимулировать их активность)
- пойдем в гости ко мне…(жесты)
- давай сходим … к тебе в гости… чай пить
- заходи, Копатыч
- давай
В диалогах контрольной группы наблюдается реконструктивный (когда есть встречные предложения) характер диалога:
Выписка из протокола Салми С. и Ксюши Т.:
- рисуй по больше цветы. вот на этой стороне рисуй маленькие, а на этой – большие, хорошо?
- хорошо
- давай поменяемся местами, чтобы и мне было удобно (меняются)
- Ксюша, дай мне или черный, или коричневый
- ты что будешь рисовать? я нарисую травку повыше и по гуще, хорошо? нужно темнее цвет взять. Высокую травку нарисую…так, густо-густо, часто-часто…где-то выше, где-то ниже…
Есть диалоги, где присутствуют не только одиночные встречные предложения, а они выдвигаются на протяжении всего диалога.
Выписка из протокола Артема М. и Данила К.:
-привет, Копатыч!
- привет, Нюша! как поживаешь, Нюша?
- хорошо, правда платье новое порвала
- а как у тебя дела?
- нормально. Тыкву сегодня посадил, а гусеница пришла и все съела!
- пошли в гости
- к кому?
- к тебе, потом ко мне…(идут)
- чем тебя угостить? у меня ничего нет
- ну, дай хотя бы огурец…
- на ананасик
- спасибо
- пошли теперь ко мне в гости
- пошли лучше к Барашу, у него всё есть.
- нет, у него только стихи есть
- а что у тебя есть?
- конфеты
-нет, от конфет у меня болят зубы
- пошли на море купаться!
- пошли! (жесты, обозначающие купание)
- я устал, пойду домой, пока
- пока!
Творческий характер диалога не присутствует в диалогах ни экспериментальной, ни контрольной групп.
Теперь рассмотрим полученные диалоги с точки зрения речевого поведения:
1. Особенности активности участника. Дети из контрольной группы более активны, заинтересованы. Как следствие и диалоги у них получаются длиннее, более информативные, с использованием различных видов реплик.
Тогда как детей из экспериментальной группы необходимо сначала замотивировать, помочь в выборе темы (предлагая различные варианты), так же стимулировать во время диалога (повторяя вопросы, предыдущие реплики, задавая наводящие вопросы):
Другая информация:
Основные положения социальной защиты детства в РФ
Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правовог ...
Методика совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у старших
дошкольников
На этапе формирующего эксперимента была разработана методика работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Методика построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видет ...
Развитие дошкольной педагогики в России
После Октябрьской революции дошкольное воспитание стало частью государственной системы народного образования. В 20-е гг. в СССР существовало 3 типа дошкольных учреждений — детские дома для детей-сирот, детские очаги, обслуживавшие детей фабрично-заводских рабочих, и детские сады. В дошкольные учреж ...