На первый план в работе с неуспевающими школьниками мы выдвигали воспитательные и развивающие психологические воздействия. Целью работы с неуспевающими мы определяли не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.
В ходе формирующего этапа эксперимента мы осуществляли нейтрализацию причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).
Был проведен формирующий эксперимент. Он заключался в проведение ряда специально разработанных уроков (по математике) с целью преодоления трудностей в учебной деятельности. На этих уроках использовались такие методы работы с отстающими учениками как:
индивидуальная работа на карточках;
индивидуальный опрос (у доски);
Задания для неуспевающих были даны в занимательной форме.
В преодолении выявленных трудностей использовались следующие методики:
Методика развития концентрации и устойчивости внимания;
методика развития объема внимания;
методика развития осмысления на основе слухового восприятия;
методика развития темперамента;
методика развития логического и механического запоминания;
методика развития долговременной памяти;
методика "Графический диктант";
методика изучения переключения внимания;
методика "Незаконченные предложения";
методика развития самооценки.
На основе того, что школьники относятся к учащимся третьей группы (одновременное проявление признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности) видно, что неуспеваемость может быть обусловлено такими причинами, как:
пробелами в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу;
пониженным интересом к школе.
Поэтому в основе развивающей работы с неуспевающими школьниками был положен коррекционный комплекс, который предусматривает ряд учебно-воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению у детей интереса к занятиям в школе.
Для учащихся с низким уровнем развития мыслительных способностей данный комплекс предусматривает формирование приемов анализа и синтеза при решении математических задач. С учеником отрабатывается алгоритм, представляющий систему операций, применяемых в процессе работы над задачей. Он включает в себя следующие последовательные предписания:
Внимательно прочитай задачу;
Выдели, что дано в задаче и о чем в ней спрашивается;
Определи те величины, которые нужны для решения, но числовых значений в задаче не имеют;
Разложи составную задачу на ряд простых;
Запиши задачу в виде схемы;
Составь по схеме математическое выражение;
Реши его;
Сделай проверку решения задачи.
Обучение учащихся по указанному выше алгоритму предполагает формирование у них понятий "величина", "неизвестная величина", "числовое значение величины", "составная задача" и "математическое выражение задачи".
После определения принадлежности школьников третьей группе с их родителями было проведено несколько индивидуальных бесед с целью организации контроля с целью контроля и помощи школьникам, более полной реализации имеющихся у нее способностей, преодоления излишней застенчивости. Для тренировки внимания были использованы, рекомендованы проводить в дальнейшем следующие упражнения:
Другая информация:
Формирование обществоведческих знаний – она из задач начальной школы
Человеческое общество очень сложная и в то же время целостная система. Оно является объектом изучения многих общественных наук: философии, истории, политологии, экономики, культурологии, социологии, психологии и др. Но каждая из этих наук специализируется на изучении отдельных сторон общества и его ...
Структура сюжетных физкультурных занятий
С детьми раннего дошкольного возраста (1 - 4 года) рекомендуется проводить занятия по физической культуре 2 раза в неделю (по 10 - 15 мин). Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада (5 - 7 лет) проводятся 3 раза в неделю в утренние часы продолжительностью 25 - 30 минут (не счита ...
Урок музыки и экологическое воспитание школьников
В современной педагогической науке эстетическое воспитание школьников средствами музыкального искусства трактуется неоднозначно. С одной стороны утверждается значимость эстетического воспитания в становлении общей духовной картины внутреннего мира каждого школьника как личности. С другой — некоторы ...