Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов выстроила собственную систему формирования певческих навыков ребёнка младшего школьного возраста. Для этого были систематизированы вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной и адаптированы к уровню вокальных возможностей ребёнка упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.
Поставив целью работы - формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских умений и навыков детей младшего школьного возраста, а также заручившись поддержкой педагогов и родителей, необходимо направлять по воплощению своих идей по созданию для детей такой атмосферы, которая бы побуждала их к свободе самовыражения, через общение с вокальным искусством и активную эстетическую деятельность.
Чтобы добиться положительных результатов в данной деятельности были сформулированы следующие задачи:
1) достижение выравнивания звучания детского голоса, естественного лёгкого пения, чистоты и полётности детского голоса;
2) развитие музыкального слуха, выработка чистоты интонирования;
3) достижение искренности исполнения детьми песен, их умения раскрыть художественный образ песни, формирование у детей музыкально-эстетических эмоций;
4) усвоение навыков хорового пения;
5) развитие детского песенного творчества.
Было разработано поэтапное осуществление поставленной цели и задач.
Вначале, чтобы определить природный тип детского голоса, его особенности, диапазон его звучания, чистоту интонирования мелодий, было проведено предварительное индивидуальное диагностирование по методике О.П. Радыновой и А.И. Катинене, которое показало, что не у всех детей достаточно хорошо развиты вокальные навыки и умения. Были выявлены такие проблемы, как маленький песенный диапазон, недостаточная сформированность звуковысотного, ладового и ритмического чувства, нет ансамблевого строя, навыков хорового пения.
На основании результатов диагностики педагог приступила к подбору репертуара. Это, пожалуй, самая важная и сложная задача - найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Понимая, какая огромная ответственность лежит на музыкальном руководителе за выбор песенного материала, было обращено внимание к народной музыке, как «к роднику, который питает всю музыкальную классику.
Был подобран интересный и доступный фольклорный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь народные песни вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.
В музыкальной жизни воспитанников ДМШ фольклор тесно переплетается с классикой и современностью. Подбор в репертуарный план песен В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Гладкова, А. Филиппенко, Т. Попатенко, Г. Струве, Г. Вихаревой вызывает у детей светлые, радостные эмоции, эти вокальные произведения надолго остаются любимыми в их репертуаре. Желание порадовать, удивить своих воспитанников, избрать такие темы песен, которые наиболее интересны им и созвучны предстоящему празднику, развлечению, заставило меня внести свою лепту в создание песен для детей (иногда только музыки на стихи детских поэтов - современников, но чаще, на собственные стихи). Идеи этих песен рождались под впечатлением разговоров с детьми, из наблюдений за их играми. Многие из них навеяны собственными детскими воспоминаниями педагога /нотный материал.
Итак, репертуар выбран, и первое, с чего начинается вокально -хоровая работа, это воспитание слухового внимания детей к новому произведению. Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливали детей к целенаправленному прослушиванию песни. Это и краткое вступительное слово о данном произведении, где сообщалось название песни, авторов музыки и текста, и пояснение непонятных слов, и предварительное чтение стихотворений, и мини рассказ, настраивающий детей на более глубокое восприятие музыкального образа, и разгадывание загадок, ребусов, и вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа. Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.
Другая информация:
Самостоятельная работа, её сущность, содержание
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно попол ...
Нетрадиционные уроки
1. Урок организации учебной дискуссии. 2. Интегрированный урок. 3. Урок с дидактической игрой. 4. Урок - деловая игра. 5. Урок - ролевая игра. 6. Урок - лекция. 7. Урок - семинар. Урок организация учебной дискуссии Одним из компонентов технологии развивающего обучения является особым образом органи ...
Разработка комплекса
занятий для начальных классов по созданию благоприятного психологического
климата в коллективе младших школьников
В апреле 2010 года с младшими школьниками из экспериментальной группы нами были проведены занятия по формированию благоприятного психологического климата в коллективе. Цель: создание благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников. Задачи: - оптимизация межличностных отношен ...