Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов выстроила собственную систему формирования певческих навыков ребёнка младшего школьного возраста. Для этого были систематизированы вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной и адаптированы к уровню вокальных возможностей ребёнка упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.
Поставив целью работы - формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских умений и навыков детей младшего школьного возраста, а также заручившись поддержкой педагогов и родителей, необходимо направлять по воплощению своих идей по созданию для детей такой атмосферы, которая бы побуждала их к свободе самовыражения, через общение с вокальным искусством и активную эстетическую деятельность.
Чтобы добиться положительных результатов в данной деятельности были сформулированы следующие задачи:
1) достижение выравнивания звучания детского голоса, естественного лёгкого пения, чистоты и полётности детского голоса;
2) развитие музыкального слуха, выработка чистоты интонирования;
3) достижение искренности исполнения детьми песен, их умения раскрыть художественный образ песни, формирование у детей музыкально-эстетических эмоций;
4) усвоение навыков хорового пения;
5) развитие детского песенного творчества.
Было разработано поэтапное осуществление поставленной цели и задач.
Вначале, чтобы определить природный тип детского голоса, его особенности, диапазон его звучания, чистоту интонирования мелодий, было проведено предварительное индивидуальное диагностирование по методике О.П. Радыновой и А.И. Катинене, которое показало, что не у всех детей достаточно хорошо развиты вокальные навыки и умения. Были выявлены такие проблемы, как маленький песенный диапазон, недостаточная сформированность звуковысотного, ладового и ритмического чувства, нет ансамблевого строя, навыков хорового пения.
На основании результатов диагностики педагог приступила к подбору репертуара. Это, пожалуй, самая важная и сложная задача - найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Понимая, какая огромная ответственность лежит на музыкальном руководителе за выбор песенного материала, было обращено внимание к народной музыке, как «к роднику, который питает всю музыкальную классику.
Был подобран интересный и доступный фольклорный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь народные песни вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.
В музыкальной жизни воспитанников ДМШ фольклор тесно переплетается с классикой и современностью. Подбор в репертуарный план песен В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Гладкова, А. Филиппенко, Т. Попатенко, Г. Струве, Г. Вихаревой вызывает у детей светлые, радостные эмоции, эти вокальные произведения надолго остаются любимыми в их репертуаре. Желание порадовать, удивить своих воспитанников, избрать такие темы песен, которые наиболее интересны им и созвучны предстоящему празднику, развлечению, заставило меня внести свою лепту в создание песен для детей (иногда только музыки на стихи детских поэтов - современников, но чаще, на собственные стихи). Идеи этих песен рождались под впечатлением разговоров с детьми, из наблюдений за их играми. Многие из них навеяны собственными детскими воспоминаниями педагога /нотный материал.
Итак, репертуар выбран, и первое, с чего начинается вокально -хоровая работа, это воспитание слухового внимания детей к новому произведению. Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливали детей к целенаправленному прослушиванию песни. Это и краткое вступительное слово о данном произведении, где сообщалось название песни, авторов музыки и текста, и пояснение непонятных слов, и предварительное чтение стихотворений, и мини рассказ, настраивающий детей на более глубокое восприятие музыкального образа, и разгадывание загадок, ребусов, и вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа. Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.
Другая информация:
Основные характеристики классного руководителя
Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог (исследователь, воспитатель, предметник), который является «центром» организации, координации всех влияний, оказываемых на отдельную личность или на коллектив учащихся. Он просвещает родителей в ...
Социальный педагог в учреждении
дополнительного образования: понятие, функции, направления
В штате учреждений дополнительного образования детей социальный педагог появился сравнительно недавно, поэтому дадим более подробную характеристику этой должности. Изучение опыта деятельности социальных педагогов в УДО позволило выделить особые их должностные функции, обеспечивающие особую позицию ...
Примерное тематическое планирование по теме: «Графическое изображение
фигуры человека»
Исходя из цели нашего исследования: Активизировать творческую деятельность учащихся и расширить представления об использовании выразительных средств графики при рисовании фигуры человека, мы определили ряд задач: провести первичную диагностику, составить тематическое планирование уроков по теме «Гр ...