О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил А.Е. Варламов, композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал, что «если ребёнка учить петь с детства, при соблюдении определённой осторожности, его голос приобретает гибкость и силу, которая взрослым достаются с трудом». Это неоднократно подчёркивалось и в работах И.И. Левидова, В.А. Багадурова, Е.А. Аркина, Е.И. Алмазова, В.П. Морозова.
Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н.А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности детей, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей, требования к песенному репертуару.
В последние годы использование комплексности и системности для более глубокого эмоционально - эстетического воздействия нашли яркое отражение в программе, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского. В ней он подчёркивает, что активное восприятие музыки -это «основа музыкально - эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения». Это положение было взято за основу и в программе по музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н.А. Ветлугиной, в которой Наталья Алексеевна предлагает цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).
В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания. Представляет интерес её система работы с детьми, имеющими низкий, гудящий на одном звуке голос. Она раскрывает их причины и предлагает методику выравнивания детских голосов.
Методика Г.А. Струве, художественного руководителя детской хоровой студии рассказывает о путях становления детского хора. Хор - это сложный организм, создание которого требует колоссальной энергии, знаний и умений музыкального педагога, который ставит перед детьми задачи усвоения дирижёрских жестов и выработки хорошей реакции на них. И начинать эту тонкую и очень деликатную работу замечательный педагог-практик, предлагает как можно раньше: «Как скрипач трепетно относится к своему инструменту, так и мы, взрослые, должны бережно относиться к первейшему и самому доступному инструменту, которым обладает ребёнок - его голосу».
Технология В. Емельянова, руководителя экспериментальной детской хоровой музыкальной школы г. Екатеринбурга, раскрывает направления детского академического пения. Наиболее важным он считает развитие системы голосообразующего комплекса, сгруппированный по следующим критериям: генераторный (гортань), резонаторный (рупор) и дыхательный. «Любой не предубеждённый человек может ясно представить себе, что ухом, с помощью слуха мы ничего не чувствуем, а чувствуем сердцем и ещё более «горлом», где расположены тончайшие и богато иннервированные мышцы». Музыкальные эмоции рождаются в основном с помощью нервно - мышечной системы голосового аппарата. Поэты давно это подметили, о чём говорят такие строки: «в горле - горе комом», «её душили слёзы», «радость клекочет в горле» и т. п. Вот почему в методике В.Емельянова первостепенное значение уделяется развитию голосового аппарата. Представляет интерес и разработанная им система мер по охране и защите детского голоса.
И, наконец, «Методика комплексного музыкально - певческого воспитания» Д.Е. Огороднова - научный труд, как нельзя лучше отвечающий духу нашего времени. Эту книгу можно назвать кодексом музыканта. Исходные позиции его методики предполагают использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей в их взаимодействии, чему в значительной мере способствует система записи вокально-ладовых упражнений. Запись позволяет наглядно и чётко выразить действия ребёнка при выполнении им вокального упражнения и, таким образом, «алгоритмировать» процесс выработки основных вокальных навыков. В результате, все стороны музыкального воспитания удаётся объединить в единый педагогический процесс, осуществляя этим один из самых важных принципов педагогики - принцип комплексного воспитания. Песня и выучивается гораздо скорее и помнится лучше, когда «при работе над вокальной стороной включаются в действие многие и разнообразные «рычаги»: эмоциональность, воображение, сознательность, не говоря уже о главном - правильной и полноценной работе голосового аппарата» (Д. Огороднов).
Другая информация:
Реформа высшего
образования
Серьезному реформированию, по мнению экспертов, должна подвергнуться и система высшего образования. Российские вузы, по мнению ректора Государственного Университета «Высшая Школа Экономики» Ярослава Кузьминова, вплотную подошли к той грани, за которой они уже не могут именоваться университетами. Ве ...
Начало систематически-школьного образования женщин
В заключение обзора средневекового образовательного строя, нам нужно упомянуть еще об одном виде образования средних веков, который только с начала средних веков и делается заметным,—начинает собственно, быть, — и в котором, разумеется, также чувствуется очерченный нами схоластический строй. Это — ...
Формирование грамматического строя в онтогенезе
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахноровича, Д. Б.Эльконина и др. Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании слово ...