Следующий этап - показ песни. Его задача - создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Понимая, что показ песни - ответственный момент, всегда готовлюсь к нему очень тщательно: для заучивания песни наизусть, выбирает нужные для первого исполнения куплеты, продумывает трактовку музыкального содержания песни. Старается петь так красиво, чтобы детям нравился её голос, чтобы эффектно заинтересовать их песней.
На занятиях часто используется и другой вид знакомства с новым произведением, когда его исполняет один или несколько хорошо поющих детей. В этом случае, музруководитель их заранее готовит к выступлению.
Детям очень нравится такой приём знакомства с новой песней, как прослеживание за мелодией по графической и нотной записи. Применение дидактических игр «Выложи ритмический рисунок», «Определи по ритму», карточки-иллюстраци к вокальным упражнениям, плакаты с изображением алгоритмов вокализов способствует развитию координации зрения, музыкального слуха и голоса, и, тем самым, облегчает сознательное восприятие звучания.
После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.
В работе над непосредственным разучиванием песни серьёзное место отводится принципу художественного и технического единства. В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность. Для этого используется чтение стихотворения В.Степанова «Правильное правило как надо петь».
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы включал три аспекта, основой которых являлись параметры развития хоровых навыков младших школьников: выявление исходного уровня музыкальных способностей детей, включающих как общие, так и музыкальные способности; определение уровня эмоциональной отзывчивости учащихся на музыкальные произведения различного характера и жанра.
Важными методами исследования были педагогическое наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ данных, полученных в ходе бесед с учащимися, их родителями и учителями музыки, анкетирование, тестирование. В результате обработки экспериментальных данных выяснилось, что в широкой педагогической практике использование разных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, логоритмика и музыкально-ритмические упражнения) на уроках музыки применяется не всегда, как правило, часто используют только два вида деятельности. При этом учителя музыки не ставят перед собой задачи системного целенаправленного применения всех четырех видов музыкальной деятельности.
Для определения структуры, критериев и уровней развития хоровых навыков были взяты за основу общие положения по методике выявления уровня эстетической воспитанности личности (Б.Т. Лихачев), уровня развития музыкально-эстетической культуры (Р.А. Тельчарова), методике определения музыкальных способностей и диагностики уровня развития хоровых навыков младших школьников (Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, А.Л. Готсдинер, О.П. Радынова, В.И. Петрушин).
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить различные уровни хоровых навыков школьников с учетом специфики возраста за основу были взяты следующие критерии.
На основе анализа исследований в области музыкальной психологии и педагогики были определены следующие параметры развития музыкальных способностей детей на уроках музыки: 1) музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический); 2) музыкальная память; 3) воображение; 4) чувство ритма; 5) музыкально-двигательные навыки.
Другая информация:
Типология видеоматериалов
В современной науке существуют разнообразные типологии видеоматериалов, которые предлагают классифицировать названные видеоматериалы в зависимости от определенных факторов. Наиболее распространены следующие типологии: 1) по цели создания — специально созданные для учебных целей видеоматериалы; адап ...
Положение о методическом объединении учителей-предметников
1. Состав методического объединения определяется соответственно специализации членов педагогического коллектива. 2. Из состава членов методического объединения директором школы или его заместителем по учебной работе рекомендуется руководитель, который утверждается на педагогическом совете. 3. Члены ...
Отношение обучаемых к современным информационно-педагогическим технологиям
В настоящее время уровень внедрения новых технологий и дистанционных форм обучения в образовательный процесс вузов России не соответствует требованиям социального заказа на подготовку высококлассных специалистов для информационного общества. Полученные в ходе выборочного анкетирования данные нагляд ...