Материалы » Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора » Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Страница 5

Следующий этап - показ песни. Его задача - создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Понимая, что показ песни - ответственный момент, всегда готовлюсь к нему очень тщательно: для заучивания песни наизусть, выбирает нужные для первого исполнения куплеты, продумывает трактовку музыкального содержания песни. Старается петь так красиво, чтобы детям нравился её голос, чтобы эффектно заинтересовать их песней.

На занятиях часто используется и другой вид знакомства с новым произведением, когда его исполняет один или несколько хорошо поющих детей. В этом случае, музруководитель их заранее готовит к выступлению.

Детям очень нравится такой приём знакомства с новой песней, как прослеживание за мелодией по графической и нотной записи. Применение дидактических игр «Выложи ритмический рисунок», «Определи по ритму», карточки-иллюстраци к вокальным упражнениям, плакаты с изображением алгоритмов вокализов способствует развитию координации зрения, музыкального слуха и голоса, и, тем самым, облегчает сознательное восприятие звучания.

После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

В работе над непосредственным разучиванием песни серьёзное место отводится принципу художественного и технического единства. В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность. Для этого используется чтение стихотворения В.Степанова «Правильное правило как надо петь».

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы включал три аспекта, основой которых являлись параметры развития хоровых навыков младших школьников: выявление исходного уровня музыкальных способностей детей, включающих как общие, так и музыкальные способности; определение уровня эмоциональной отзывчивости учащихся на музыкальные произведения различного характера и жанра.

Важными методами исследования были педагогическое наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ данных, полученных в ходе бесед с учащимися, их родителями и учителями музыки, анкетирование, тестирование. В результате обработки экспериментальных данных выяснилось, что в широкой педагогической практике использование разных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, логоритмика и музыкально-ритмические упражнения) на уроках музыки применяется не всегда, как правило, часто используют только два вида деятельности. При этом учителя музыки не ставят перед собой задачи системного целенаправленного применения всех четырех видов музыкальной деятельности.

Для определения структуры, критериев и уровней развития хоровых навыков были взяты за основу общие положения по методике выявления уровня эстетической воспитанности личности (Б.Т. Лихачев), уровня развития музыкально-эстетической культуры (Р.А. Тельчарова), методике определения музыкальных способностей и диагностики уровня развития хоровых навыков младших школьников (Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, А.Л. Готсдинер, О.П. Радынова, В.И. Петрушин).

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить различные уровни хоровых навыков школьников с учетом специфики возраста за основу были взяты следующие критерии.

На основе анализа исследований в области музыкальной психологии и педагогики были определены следующие параметры развития музыкальных способностей детей на уроках музыки: 1) музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический); 2) музыкальная память; 3) воображение; 4) чувство ритма; 5) музыкально-двигательные навыки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другая информация:

Гуманистическая педагогия с реалистическим оттенком
Если схоластика жила своими излюбленными авторитетами, то имел их и гуманизм. В эпоху гуманизма мысль далеко не свободна от авторитетов: в философии она то примыкает к Аристотелю (Меланхтон), то, преимущественно, к Платону (Вивес и Рамус); в педагогике, — преимущественно к Квинтилиану, потом к Плут ...

Понятие культуры речи
Культура речи - часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным п ...

Анализ рассказов А.П. Чехова "Хамелеон" и "Злоумышленник"
Рассказ "Хамелеон" (1884 г) был впервые напечатан в юмористическом журнале "Осколки". Как во многих других рассказах этого времени ("Толстый и тонкий", "Смерть чиновника", "Торжество победителя", "Маска" и др.), "Чехов разоблачал в не ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru