Материалы » Экономическое образование школьников » Обязательный минимум содержания образовательных программ по экономике в средней школе

Обязательный минимум содержания образовательных программ по экономике в средней школе

Страница 3

Требуемое время - Два урока.

Материалы. По одному экземпляру упражнения 1 для группы из 3-4 учащихся; 50 скрепок; чуть больше 50 конфет; рулон непрозрачной липкой ленты.

Свободное пространство (участок пола размером 2 х 2 метра).

Процедура проведения урока.

Напомните учащимся основные принципы рыночной экономики. Попросите прокомментировать, что означает каждый из принципов. Разбейте учащихся на группы по 3-4 человека. Раздайте по одному экземпляру упражнения 1 на каждую группу учащихся. Задание для группы: прочесть текст упражнения, изучить характеристики четко определенных прав собственности и совершенной конкуренции. Привести примеры ситуаций, когда не выполняется одно или несколько условий, приведенных в упражнении. Дайте учащимся 10-15 минут на прочтение упражнения и обсуждение примеров. Выслушайте представителей каждой группы. Объясните учащимся, что они будут принимать участие в моделирующем упражнении, которое наглядно показывает, как права собственности оказывают влияние на стимулы и определяют поведение экономических субъектов. Попросите выйти 9 добровольцев для выполнения выгодной работы. Добровольцам необходимо подойти к свободному пространству и образовать круг. Этот круг должен быть не менее 2-х метров в диаметре. Остальные учащиеся будут наблюдать за происходящим. Объясните участникам упражнения, что пространство внутри круга – это земля, богатая природными ресурсами. Возьмите 50 скрепок и разбросайте их внутри круга. Скрепки будут олицетворять природные ресурсы. Не обязательно распределять скрепки равномерно. Скажите участникам упражнения, что земля находится в общественной собственности. Задача игроков – добывать природные ресурсы. Игра будет проходить в 2 периода, каждый период будет длиться 1 минуту. За каждый ресурс, добытый в 1-м периоде, игрок получит 1 конфету, за каждый ресурс, добытый во втором периоде игрок получит 2 конфеты. Подчеркните, что во втором периоде можно будет добыть лишь те ресурсы, которые не были добыты в 1-м периоде. Объясните, что нельзя скрывать найденные ресурсы. Их необходимо будет предъявить именно в том периоде, в котором они будут найдены. Спросите, всем ли понятны условия. Начните 1-й период. Хотя участники могут сначала попытаться договориться не добывать все ресурсы в первом периоде, вскоре кто-нибудь начнет собирать скрепки так быстро, что к нему присоединятся все остальные участники. В результате все ресурсы будут добыты в первом периоде! Заплатите учащимся по одной конфете за каждую добытую скрепку. Скажите, что теперь условия игры будут немного изменены. Земля будет приватизирована, и каждый участник получит участок земли в частную собственность. При помощи непрозрачной липкой ленты (или просто мела) разделите участок пола на 9 квадратиков. Снова разбросайте 50 скрепок, причем, не обязательно равномерно. Выделите каждому участнику участок земли. Скажите участникам, что вы повторите игру и снова заплатите по 1 конфете за скрепку в первом периоде и по 2 конфеты за скрепку во втором периоде. Но на этот раз учащиеся могут добывать ресурсы только на своем участке земли. Объясните, что вы будете следить за тем, чтобы никто не смог нарушить права собственника. Начните первый период. Скорее всего, теперь ни одной скрепки не будет поднято. Поблагодарите учеников за участие и скажите, что на этом моделирующее упражнение закончено, так как его результаты всем ясны и понятны. Попросите учащихся вернуться на свои места. Перейдите к обсуждению упражнения. Задайте вопрос: если целью общества является получение максимальной выгоды от использования единицы ресурсов, то в каком периоде следует добывать ресурсы? (Во втором, т.к. ценность каждой единицы ресурса для общества в два раза выше.) Почему в первой игре все ресурсы были добыты в первом раунде? (В противном случае ученики рисковали остаться вообще без ресурсов, т.к. они были бы добыты другими игроками.) Какое условие четко определенных прав собственности из приведенных в упражнении 1, было нарушено в первой игре? (Универсальность.) Что изменилось во второй игре? (На скрепки распространялось право собственности.) Как в результате введения частной собственности на ресурсы изменились стимулы для игроков? (Они смогли контролировать добычу своих ресурсов, стараясь получить наибольшую выгоду от их использования.). Проведите аналогию между игрой и ситуацией с исчезающими видами животных и растений, например, ситуация с добычей китов. Поскольку они никому не принадлежат, это приводит к неконтролируемому истреблению поголовья китов, которое превышает их способности к воспроизводству. Таким образом, и в данном примере можно проследить связь неэффективного использования ресурсов с отсутствием четко определенных прав собственности. Какие еще ресурсы в этом смысле похожи на китов? (Возможные ответы могут включать воздух, леса, водоемы, пригородные зоны отдыха, залежи нефти, и т.п.) Как будут использоваться эти ресурсы при отсутствии какого-либо вмешательства извне? (Они могут использоваться в излишних количествах или быть использованы слишком быстро с точки зрения эффективности распределения.)

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию музыкального мышления младших школьников
Сравнивая исходный и конечный результаты уровня развитости у учеников музыкального мышления, в процессе опытно-экспериментальной работы, можно выявить динамику роста. Результаты такого сравнения в экспериментальной группе, приведены в таблице № 3: Таблица № 3. Уровни развитости музыкального мышлени ...

Понятие о методах обучения
Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», – сказано в философ ...

Групповая работа как педагогическая технология
По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения мо ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru