Важными характеристиками стиля и тона А.С. Макаренко считал способность каждого члена коллектива к ориентировке и торможению: «Тот визг и крик, который часто бывает в детском коллективе, - это, прежде всего полное отсутствие ориентировки, ощущение только себя и своего движения. Нет ощущения окружающего». Под торможением понималось умение уступить товарищу, «в коммуне по целым месяцам не было ссор между товарищами, а тем более драк, сплетен, интриг друг против друга. И я добился этого не упором на то, кто прав, кто виноват, а исключительно умением тормозить себя».
А.С. Макаренко выделяет и такую характеристику стиля, как соблюдение норм поведения и эстетику коллектива: «Я не представляю себе коллектива, в котором ребёнку хотелось бы жить, которым он гордился бы, не представляю себе такого коллектива некрасивым с внешней стороны. А как раз мы, педагоги, очень часто страдаем некоторым нигилизмом по отношению к эстетике . Приходя к эстетике как к результату стиля, как показателю стиля, мы эту эстетику потом начинаем рассматривать и как фактор, сам по себе воспитывающий».
Таким образом, важнейшие признаки благоприятного психологического климата по Макаренко: мажор как отношение к жизни, чувство собственного достоинства, гордость за свой коллектив, защищённость личности, способность к ориентировке и торможению, соблюдение внешних норм поведения, эстетика коллектива.
Исследователи указывают, что преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищённость, мобильность, креативность, оптимизм., инициативность, работоспособность, свобода "я" .
При неблагоприятном: незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала младшим школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы (большое количество времени педагог проводит с классом в системе "педагог-класс", высокая авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям) наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.
Необходимо обозначить также основные характеристики учителя класса со здоровым психологическим климатом, поскольку именно учитель влияет на становление психологического климата в классе. Поэтому руководителю особенно важно знать те качества, которые способствуют установлению здорового психологического климата. Ниже мы приводим основные качества учителя, наличие которых позволяет ему сформировать благоприятный психологический климат в своем классе. Такой учитель:
Другая информация:
Сущность семьи и брака
Семья малая - социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлено потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Для одних семья – оплот, надежный ...
Реформа высшего
образования
Серьезному реформированию, по мнению экспертов, должна подвергнуться и система высшего образования. Российские вузы, по мнению ректора Государственного Университета «Высшая Школа Экономики» Ярослава Кузьминова, вплотную подошли к той грани, за которой они уже не могут именоваться университетами. Ве ...
Методика обучения аудированию на иностранном языке на старшем этапе в
средней общеобразовательной школе
На данном этапе обучения аудированию постепенно увеличивается не только длительность звучания текстов и количество незнакомых слов, но и меняется их характер. На старшем этапе обучения это уже не только рассказы, но и лекции, интервью, репортажи, выступления. Тексты для аудирования уже используются ...