Материалы » Особенности работы учителя по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младшего школьного возраста » Психологический климат в коллективе младших школьников

Психологический климат в коллективе младших школьников

Страница 6

Идентификация - которая буквально обозначает отождествление себя с другими, уподобление им. Иногда ее определяют как умение встать на точку зрения другого человека.

Отношение к своей профессии - в некоторых работах отмечается, что обобщенным показателем отношения к труду может служить удовлетворенность профессией, которая основана на осознании учителем правильности выбора профессии, соответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда.

Эмоциональное выгорание - профессиональный труд школьного педагога отличает высокая эмоциональная загруженность. В 1974 г. X. Дж. Фрейдепбергером был введен термин "эмоциональное сгорание", под которым понимают состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности; тенденцию развивать негативное отношение ученикам, негативное восприятие в профессиональном плане.

Негативно сказывается на профессионализме учителей складывающиеся у них уже во время обучения психологические защиты, как социальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги.

В последние десятилетия большое внимание уделяется и эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.

Эмоциональное благополучие является одним из наиболее емких понятий для определения успешности развития, ребенка. Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах; создание благоприятных условий для пребывания детей в школе. Таким образом, оно зависит не только от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, но и от оптимальности систем: "мать-дитя", "учитель-ученик" .

Особенно важен вопрос о личности педагога как носителя системы ценностных отношений. Успехи детских объединений, руководимых А.С. Макаренко, во многом обусловлены теми ценностями, которые исповедовал Антон Семёнович. «Привнести ценность» в жизнь детского коллектива может только тот педагог, который сам исповедует высочайшие ценности, выработанные культурой. В этом отношении личность А.С. Макаренко не может не вызывать уважения и почитания. Преданность своей стране, ответственность за выполняемое дело, высокий профессионализм, уважительное и заботливое отношение к юному человеку, ощущение собственного достоинства освещает каждый поступок педагога.

Идеи А.С. Макаренко относительно стиля и тона детского объединения неразрывно связаны с главными положениями разработанной им теории коллектива. С точки зрения теории коллектива, в полной мере благоприятный для развития ребёнка психологический климат может быть установлен лишь в группе, достигшей высшего этапа своего развития, то есть группе-коллективе .

Общественное развитие последних десятилетий в нашей стране привели к пересмотру положений теории коллектива, размышлениям о границах применения этой теории в современной практике воспитания, призывам «демакаренкизировать» отечественное воспитание. Справедливым представляется суждение Б.Т. Лихачёва о том, что «коллектив не есть порождение той или иной социально-экономической формации, а представляет собой явление нормального совокупного человеческого сообщества и, как форма делового и товарищеского взаимодействия, является социальным достижением цивилизации». При таком понимании коллектив с полным правом можно считать универсальной формой педагогического процесса, а психологический климат детского объединения рассматривать как важнейшее условие полноценного развития личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Приемы развития пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрического материала
Изучая методические разработки и рекомендации о путях и способах формирования пространственных представлений у учащихся, можно заметить, что подавляющее большинство из них (и теоретически, и исходя из опыта работы) приходят к выводу о необходимости: - используя способность детей шестилетнего возрас ...

Употребление фразеологизмов в речи, в стилях речи
Важнейшей особенностью фразеологизмов является их вопроизводимость: они не создаются в процессе речи (как словосочетания), а используются такими, какими закрепились в языке. Фразеологизмы всегда сложны по составу, они образуются соединением нескольких компонентов (попасть впросак, вверх тормашками, ...

Пути обновления системы повышения квалификации педагогических работников в РК
Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров. Отсюда особую актуальность приобретает задача совершенствования кадрового потенциала работников образования. Система переподгото ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru