Система образования призвана обеспечить разнообразие и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, включение в общественно-значимую деятельность. Школьный детский коллектив является средством личностного развития, поэтому решение вопроса об эффективности организации образовательного процесса лежит в области педагогического управления.
В современных условиях теория развития детского коллектива не потеряла своей значимости. Необходимость разработки новых подходов и оценок проблем школьного детского коллектива определяется воспитательным влиянием коллектива на личность ребёнка, что является наиболее существенным аспектом в современной педагогике.
Объективные потребности в улучшении качества педагогического управления в развитии школьного детского коллектива возникли при радикальном изменении внешней среды, которая привела к изменениям ценностей, целей образования и условий функционирования системы образования; при актуализации и обострений существующих требований к школе, которые выражаются в новых требованиях к управлению школой и задачах управления; действующие системы управления оказываются не готовыми выполнять имеющиеся, новые и предлагаемые требования и задачи, то есть возникают определённые проблемы управления.
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в становлении личности представляет младший школьный возраст.
Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих - психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.
Детство современного ребенка в значительной части связано со школой, где он вступает в разные отношения со сверстниками - учениками и с взрослыми - учителями. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, значительно влияют на успеваемость. Доброжелательность друг к другу, взаимное уважение, чувство удовлетворения от совместной работы являются важным условием усвоения учебного материала. И это не удивительно, ведь система межличных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Также следует отметить, что в младшем школьном возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников.
Проблемы отношений между учениками и учителями всегда актуальны. В наши дни они приобретают все большее значение как в связи с усложнением общей ситуацией воспитания, изменения ребенка, положения учителя, так и с осознанием и научным осмыслением роли и значения общения и взаимопонимания в развитии растущего человека.
Вместе с тем, по результатам исследований, проводимых в течение 10 последних лет, только в 4% школьных классов климат может быть назван безусловно благоприятным. Наиболее часто встречаются классы с противоречивым, неустойчивым климатом (58% обследованных групп), неблагоприятный климат был зафиксирован в 16% школьных классов, умеренно благоприятный - в 22% случаев. Острота проблемы формирования климата в современной школе очевидна.
В отечественной психологии проблема взаимодействия педагога и учащихся наиболее интенсивно разрабатывалась в русле теории общения (А.А. Бодалев, А.А. Брудный, В.А. Канн-Калик, А.Х. Маркова, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.).
Однако вопрос влияния педагогического общения на психологическую комфортность учащихся и успешность обучения остается недостаточно изученным. Ни для кого не секрет, что личность педагога, его способность устанавливать контакт с учеником, могут сказаться на состоянии комфорта учащегося на уроке и на его учебной деятельности.
Сегодня перед образовательными учреждениями стоит задача повышения качества обученности учащихся; так же в условиях гуманизации школьной образовательной системы возникла необходимость изменения деятельности учителя, его установок, позиций.
Без создания психологического климата, комфорта учащихся на уроке, без использования эффективного стиля общения и психологических знании у педагогов, этого добиться будет трудно.
Доказательство правомерности и актуальности разработки идеи совершенствования педагогического управления развитием школьного детского коллектива связано с его ориентацией на решение актуальных проблем управления школой. Эти проблемы понимаются как несоответствие между требованиями к результатам педагогического управления и их реальными характеристиками.
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется наличием противоречия между социальным заказом общества на повышение эффективности образовательного процесса в общеобразовательном учреждении и недостаточным уровнем организации работы учителя по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.
Цель исследования: изучение особенностей работы учителя начальных классов по формированию благоприятного психологического климата в коллективе учащихся и проверка эффективности комплекса занятий по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников, разработанного на основе личностно-ориентированного подхода.
Объектом исследования выступает процесс создания благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.
Предметом исследования выступают особенности организации работы учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.
Гипотеза исследования: создать благоприятный психологический климат в коллективе младших школьников можно, используя комплекс занятий, разработанных на основе личностно-ориентированного подхода.
Для осуществления поставленной цели решаются следующие задачи:
1. рассмотреть проблему создания благоприятного психологического климата в деятельности учителя начальных классов;
2. выявить особенности психологического климата в коллективе младших школьников;
3. на основе личностно-ориентированного подхода разработать комплекс занятий для учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников и внедрить его в образовательный процесс;
4. выявить особенности работы учителя начальных классов в рамках разработанного комплекса проведенных занятий по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.
Методы исследования: теоретические (подбор и анализ литературы по исследуемой теме); диагностические (тестирование); педагогический эксперимент; аналитические (анализ результатов эксперимента).
Практическая значимость исследования в возможности внедрения в практику начальной школы разработанного и апробированного комплекса занятий для создания благоприятного психологического климата в коллективе учащихся начальных классов.
Другая информация:
Условия развития творческих способностей школьников
Среди учебных предметов в школьном учебном курсе особое место занимают предметы гуманитарного цикла, особенно такие, целью которых является не простая передача информации, а приобщение учащихся к мировому искусству: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура и, конечно же, л ...
Основание ордена иезуитов, его задача и педагогическая деятельность
Реформация вызвала со стороны католичества самозащиту, в виде целого ряда новых орденов, и в том числе ловкого, интеллигентного и преданного церкви иезуитского ордена. Как известно, орден основан был испанцем Игнатием Лойолой в 1543 году. Задачей его было восстановить силу и величие церкви, подорва ...
Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике
В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Нина Федоровна Талызина (Талызина Н.Ф., 1969; 1975). В отечественном вариант ...