Материалы » Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной школы VIII вида » Методы и приёмы развития связной письменной речи в старших классах на уроках чтения

Методы и приёмы развития связной письменной речи в старших классах на уроках чтения

Общее нарушение интеллектуальной деятельности детей с проблемами в развитии приводит к значительным затруднениям в овладении речью. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй, связная речь.

Говоря о формировании у учащихся связной речи, мы имеем в виду формирование у них умения создавать текст. Текст - это произ­ведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в опре­деленной последовательности и связанных друг с другом по смыслу с помощью различных языковых средств.

Работа над сочинением-описанием с умственно отсталыми детьми позволяет решать несколь­ко задач. Обогащая лексический запас учащихся, развивая их коммуни­кативные умения (раскрывать тему, выражать свои мысли связно, после­довательно), сочинение-описание развивает внимание, наблюдатель­ность. Описание природы приобщает учащихся к прекрасному, воспиты­вает у детей любовь к родной природе.

Сказанным определяется актуальность выбранной нами темы. Целью исследования являлось выявление особенностей описа­тельной речи учащихся 7 класса школы VIII вида, проведение экспери­ментального обучения, направленного на формирование умения созда­вать текст-описание природы.

Были выявлены следующие особенности сочинений-описаний природы. Дети не умеют выявлять соответствующие факты в действительности. У них недостаточен запас языковых средств, служащих для описания. Трудности вызывают и особенности построения текстов описа­тельного характера. Дети не сразу осознают, что главное, во имя чего создаются предложения, является указание на признаки. Поэтому очень часто описание заменяется перечислением предметов или явлений дей­ствительности.

Выявленные особенности сочинений-описаний природы позволи­ли определить направления работы по развитию описательной речи:

1. Работа над структурой описательного текста;

2. Формирование умения раскрывать тему: обдумать содержание, наметить определенную последовательность, правильно по­строить предложение, связать их в единое целое с помощью языковых средств связи;

3. Обогащение речи образными выражениями.

Для усвоения учащимися структуры текста-описания применя­лись такие приемы, как устное описание объектов по плану, соответст­вующему композиционной структуре описательного текста; написание сочинения-миниатюры, составление текста по опорным словам и задан­ному плану. Особое внимание уделялось формированию умения исполь­зовать средства связи предложений при описании пейзажных картин. Для этого мы учили детей выявлять композицию картины, передний план, задний план, расположение объектов описания. С этой целью ис­пользовались картины русских пейзажистов, фотографические снимки.

Нами было установлено, что в процессе обучения наблюдается определенная динамика, характеризующая потенциальные возможности учащихся с недоразвитием интеллекта в овладении письменной описа­тельной речью. Она проявляется как в плане содержания, так и в лексико-грамыатическом оформлении сочинений. Сочинения стали более развер­нутыми, подробными. В текстах отмечается плавность, последователь­ность описания объектов природы. Работа по обогащению, и активизации словаря помогла учащимся создать выразительные, красочные описания природы.

Таким образом, формирование умения создавать текст-описание требуют дли­тельной целенаправленной работы. Полученные навыки необходимо за­креплять, совершенствовать. Поэтому необходима систематическая ра­бота над сочинениями.

Другая информация:

Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста
Я. А. Коменский, выдающийся чешский педагог, был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. «Всё ...

Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога в пространстве музыки
Эффективное руководство развитием музыкального мышления возможно на основе личностного подхода, обеспеченного адекватным содержанием и методами музыкального образования. Говоря словами Л.С. Выготского, – формирование личности обусловлено человеческим общением. Человек имеет свои интересы, желания, ...

Экологические особенности изучения темы «Аминокислоты»
Человеческое тело не может запасать белки, поэтому сбалансированное белковое питание требуется человеку каждый день. Взрослому человеку весом 82 кг требуется 79 г белка в день. Рекомендуется, чтобы при этом с белками поступало 10 - 12% всех калорий. L-триптофан - незаменимая аминокислота с обширным ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru