Жизнь и деятельность в школьном коллективе требует постоянного взаимодействия и общения, в процессе которого школьники взаимно познают и взаимно влияют друг на друга, в процессе которого формируется общность взглядов и оценок.
Практические аспекты работы учителя по формированию благоприятного психологического климата в коллективе. Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности учебно-воспитательной работы в классе.
Психологический климат в классе зависит не только от классного руководителя, учителя, на него влияют организация учебной деятельности, качество учебников, питание и здоровье учащихся, их обучаемость и способности. Существуют не менее важные стороны жизнедеятельности класса, его психологического климата, которые почти целиком определяются руководителем.
1. Организация общих коллективных дел, совместных переживаний: коллективные поздравления с днем рождения учащихся: выражение искреннего сочувствия от имени класса в дни печальных, событий, болезни, неудач; совместные поездки-экскурсии по памятным местам, подходы; совместные посещение концертов, спектаклей; совместное проведение праздничных дней.
2. Умение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимися.
- Верный сигнал доброжелательности - добрая улыбка, приветливость. К доверию располагает, если учитель не подчеркивает разницы в социальном статусе, возрасте между собой и учеником, высказывает свои соображения доброжелательно, в форме совета, умеет внимательно и заинтересовано слушать учащихся.
- Учитель должен учитывать индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, агрессивность, молчаливость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к нему.
- Учитель должен стараться сказать об учащемся доброе слово, одобрение действует сильнее, чем порицание.
- Критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям. Учитель должен стараться отчитывать наедине, говорить конкретно о случае плохого поведения. Показать провинившемуся, что он верит в его.
- Учитель должен стараться разобраться в мотивах поведения детей с их точки зрения.
Наиболее эффективными способами формирования учителем благоприятного психологического климата в классах начальной школы являются следующие:
-включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства.
Одним из способов может быть участие детей в организации общего пространства, создании «дизайна» класса. Можно обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и приятной. Часть идей может быть реализована быстро (например, по-другому поставить мебель, сделать уголки для игрушек, цветов, повесить картины), другие потребуют дополнительных средств и больших усилий (покрасить стены в определенный цвет, сделать другое покрытие на пол, что-то купить в класс). Следует обсудить с детьми, насколько реалистичны их предложения, что-то можно запланировать, на будущее.
Подобное мероприятие обогащает фантазию ребенка, дает толчок к проявлению креативности, дает возможность ребенку почувствовать себя создателем своего «маленького мира».
- использование игры.
Дидактические игры практически повсеместно используются в практике учителей начальной школы. Игровая подача заданий дает учителю возможность заинтересовать тех учащихся, чей уровень познавательной активности недостаточно высок. Данные учащиеся становятся деятельнее на уроках, что позволяет включать их в работу с классом и, соответственно, дети почувствуют себя частью коллектива.
Другая информация:
Классификация внеклассной работы по химии
Внеклассную работа по химии удобно подразделить на массовую, групповую и индивидуальную. Все эти виды внеурочной работы различаются между собой не только количеством участников, но и имеют свои организационные формы, методы и содержание. Говоря об индивидуальной внеурочной работе, выделяются две во ...
Однородность образовательной системы в разных видах средневековых школ
Описанный строй схоластического образования был общим, по существу, для всей средневековой школы, для всех ее видов: и для церковно-приходских, и для монастырских, и для университетов, и даже для школ городских. Между ними была, разумеется, некоторая разница в организации школьного управления, в об ...
О возможности применения системы учебных задач в
программе А.Г. Мордковича
В программе А.Г. Мордковича понятие функции вводится по принципу "от частного к общему". Базовой моделью для введения линейной функции является линейное уравнение с двумя неизвестными, которое появляется как модель практической ситуации (модель текстовой задачи). Автор осуществляет перехо ...