Мы более или менее подробно остановились на педагогических взглядах Монтеня. Они представляют собой в истории педагогики характерное явление. Здесь гуманистическая педагогика, с ее основным воспитательно-образовательным фондом в виде классиков, пришла к любопытному самоотрицанию. Монтень пользуется обильными ссылками на классических писателей, но пользуется затем, чтобы доказать, что они не так нужны, а нужно совсем другое. Для мудрости и добродетели нужны не слова, а суть мысли, содержание. Но содержание можно почерпнуть прямо, непосредственно из самих вещей. Монтень ясно намечает уже другой источник образования, — не в авторитетах классических писателей, а в самой природе и жизни. Над этой истиной, что в непосредственном изучении и наблюдении природы мы имеем лучший источник знания, ближайшему к Монтеню английскому философу Бэкону оставалось поставить точку.
Но Монтень расходится с гуманизмом не только по вопросу об источнике истинного образования. Он намечает воспитанию и другое направление, чем какое имела гуманистическая педагогия. Последняя, в общем, слишком переоценивала силу знания и морализирующую силу разума. Выйдя из протеста против подавления разума церковным авторитетом схоластики, гуманизм, и естественно, должен был принять это направление. В лице и в эпоху Монтеня гуманистический дух переходит к сомнению в абсолютной ценности знания. Он здесь в положении Фауста первой сцены, с его скептическим отношением к знанию:
„Ах, философию сперва”,
„Там медицину и права”,
„И богословье, к сожаленью”,
„В горячем изучал я рвеньи”,—
„И только время тратил зря”.
„Не стал умней нисколько я!”
„Едва я мог одно понять:”
„Мы ничего не можем знать!”
Отсюда, далее, естественен поворот от знания к „духу земли”, к непосредственному ощущению ее жизни, поворот от знания к чувству:
„Вот дух Земли — иное впечатленье!”
„Мне как-то ближе, родственнее он;”
„Иное в сердце чувствую волненье,”
„Иным вином я опьянен .”
„Я жить хочу! ”
Этот поворот от знания к чувству идет от Монтеня или даже Рабле, через Локка, к Руссо. Всем им родственнее и ближе „Дух Земли”.
Другая информация:
Понятие «педагогический конфликт» и его особенности
Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. Причем линии общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются и взаимопроникают друг в друга. Взаимодействие педагога с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти сит ...
Внеклассная деятельность как одна из форм работы
Вопросу внеурочной деятельности посвятили свои исследования такие авторы, как В. О. Кутьев, В. Д. Шадриков, И. Д. Демакова и др. Так, В. О. Кутьев в своей работе "Внеурочная деятельность школьников" отмечает, что "внеурочная деятельность - это такая организация труда, познания и обще ...
Материалы и инструменты, необходимые для бисероплетения
Бисероплетение – это не очень затратное декоративно-прикладное искусство, и приобретение материалов, возможно, любым человеком. Бисер – мелкие круглые или граненые шарики из стекла, металла, фарфора. Бисер может быть прозрачным и «глухим», блестящим или матовым, граненым или ребристым, иметь круглы ...