Материалы » Особенности работы учителя по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младшего школьного возраста » Психологический климат в коллективе младших школьников

Психологический климат в коллективе младших школьников

Страница 3

Лидирующая роль в формировании климата принадлежит проявляемым отношениям к человеку. Они могут быть уважительными, заботливыми, добрыми, искренними. В таком случае появляются все предпосылки для формирования благоприятного климата. Существенное значение играют также отношения к делу, группе в целом, к самому себе и др.

Рассмотрим основные критерии здорового психологического климата.

Как указывает Л.В. Сгурская, первое, на что необходимо обратить внимание учителю, - насколько каждый его ученик знает свои обязанности, и как эти обязанности отличаются от обязанностей других членов коллектива. Поскольку такое разделение обязанностей и функций в классе дает детям наличие четкого ощущения своих границ, помогает им ощутить стабильность и устойчивость в отношении своего места в группе.

Важно, чтобы и учитель и дети могли ответили на несколько вопросов, связанных с ощущением своих границ в классе:

За что отвечаю я?

За что отвечают другие?

Что принадлежит мне?

Что принадлежит другим?

Что может принадлежать другим?

Следующий критерий психологического климата — осознание своих убеждений. При здоровом психологическом климате каждый в группе знает свои базовые ценности и взгляды. Перечислим, что входит в эти понятия:

Хорошо продуманные убеждения.

Внутренняя ясность собственных позиций, связанных с позициями группы в целом.

Принципы, воплощенные или воплощающиеся в жизнь.

Не менее важным критерием здорового психологического климата является определение своих позиций по отношению к себе и другим в группе. Важно, чтобы каждый ученик обращал внимание в первую очередь на себя. И при этом принимал следующие принципы своей деятельности:

Самосоздание и саморазвитие.

Взгляд на мир через свою душу.

Определение себя, а не других.

Определение себя не в противопоставлении другим.

Наличие собственного горизонта.

При этом в успешном развитии коллектива большую роль играет способность не только учителя, но и каждого ученика в классе выдерживать общее направление движения группы, которое задается учениками совместно с учителем. Можно говорить о здоровом психологическом климате, если каждый ребенок в классе достаточно целенаправлен и эмоционально вынослив. Для этого каждому ребенку необходимы:

Настойчивость в достижении целей.

Навыки саморегуляции.

Увлеченность новым и еще не известным.

Ясность цели, что помогает, сосредоточиться па ее достижении.

Все вышеперечисленные качества представляют ценность для коллектива, если члены группы способны поддерживать деловые отношения, то есть такие отношения, которые, даже становясь эмоционально окрашенными, не смогут помешать функционированию класса, а, следовательно, и учебно-воспитательной деятельности в целом.

Считаем целесообразным вновь обратиться к опыту А.С. Макаренко.

Признаком здорового психологического климата по А.С. Макаренко служит ощущение собственного достоинства. «Эта уверенность в своём собственном лице вытекает из представления о ценности своего коллектива, из гордости за свой коллектив . Тон достоинства трудно воспитывается, для этого нужны годы» . Отношение личности к себе увязывалось с особым отношением к своему коллективу, который обозначается как гордость.

А.С. Макаренко ценил защищённость личности в коллективе. «Каждая личность должна чувствовать себя защищенной от насилия и самодурства, от издевательства . Я добился, что самые маленькие, самые нежные мальчики и девочки 10-12 лет не чувствовали себя младшими членами коллектива. В работе - да, в деле - да, но в самочувствии, в уверенности в себе они чувствовали себя прекрасно защищенными, так как они чувствовали, что никто не сможет их обидеть, так как каждый обиженный будет защищен не только своим отрядом, бригадой, мною, а более того - первым встречным товарищем» . Достичь этого очень трудно. Сегодняшняя школа не отличается высоким уровнем защищённости обучающихся в ней детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Подходы социокультурного построения образовательных процессов
В педагогике как отрасли гуманитарного знания понятие «культура» рассматривается в контексте единства освоения духовной деятельности человека и человечества. Это положение, став основой педагогической теории и практики, приходит на смену представлению об образовании, как узкопрофильной деятельности ...

Экспериментальное обоснование эффективности использования ролевых игр на уроках английского языка как средство развития диалогической речи
Так как темой нашей дипломной работы является ролевая игра как средство развития диалогической речи учащихся на уроках английского языка, то для того, чтобы выявить условия эффективного использования ролевых игр как средства развития диалогической речи на уроке, необходимо провести исследование, ко ...

Компонентный состав Триз
Теория решения изобретательских задач в образовательном процессе представлена в качестве внедрения основных её понятий. При этом ознакомить учащихся со всеми основами ТРИЗ за один урок невозможно, поскольку они требуют тщательного разбора и осознания. В основном, знакомство начинается с изобретател ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru