Материалы » Внутришкольный контроль как функция управления учебно-воспитательным процессом в школе » Управление учебно-воспитательным процессом в школе

Управление учебно-воспитательным процессом в школе

Страница 1

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

Наука управления школой развивается в настоящее время как часть общей теории управления социальными организациями, так как сфера образования и сама школа являются частью социальной сферы. Она существенно отличается от общей теории управления (что обусловлено особенностями управляемого), однако в ее основе также лежат общеуправленческие подходы.

В науке термин «управление» трактуется с нескольких позиций. Согласно одной из них управление определяется как деятельность (В.С. Лазарев, М.М. Поташник). Это определение важно с точки зрения ориентации на получение предметного результата; оно не акцентирует внимание на изменении в ходе этой деятельности субъектного опыта участников образовательного процесса.

С другой точки зрения управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу людей (В.Г. Афанасьев, А.А. Орлов и др.). Данный подход трактует управление преимущественно как целенаправленное воздействие субъекта на объект и изменение последнего в результате воздействия на другой объект. Под управлением также может подразумеваться взаимодействие субъектов (В.Г. Афанасьев, Т.И. Шамова и др.). Такое понимание управления предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых, убеждает в необходимости изменения взаимодействующих субъектов и самого процесса взаимодействия как смены его состояний.

Для определения сущности управления учебно-воспитательным процессом следует выявить, по словам В.А. Якунина, исходную единицу анализа управленческого процесса, которая интегрировала бы все процессы управления.

Принятие решения сопряжено с целью управленческой деятельности и направлено на преодоление какого-либо противоречия, разрешение проблемы.

Структура индивидуальной управленческой деятельности, с точки зрения В.В. Давыдова, характеризуется следующими этапами:

- изучение состояния объекта управления, направленное на формирование его идеальной модели (или возникшей проблемной ситуации);

- поиск решений, направленных на разработку программы преобразования проблемной ситуации, в которую входят определенные задачи – проблемы, цели, общее планирование путей и средств достижения цели;

- организация исполнения, направленная на обеспечение выполнения программы руководства;

- организация контроля над реализацией решений.

По своей сути первый этап обеспечивает прогностические действия; второй этап – проектировочные; а третий и четвертый этапы – исполнительские, оценочные и контрольные действия.

Опираясь на представленное понимание сущности управления и этапов управленческой деятельности, предложим следующее определение: управление учебно-воспитательным процессом – это прогнозирование, проектирование, разрешение учебно-педагогических ситуаций в условиях взаимонаправленного и взаимообусловленного взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающего средствами мотивации и рефлексии целесообразное направление их развития и саморазвития.

На основе данного определения управления можно выделить основные умения, которыми должны владеть субъекты учебно-воспитательного процесса. Это:

- сбор и обработка информации;

- видение, прогнозирование, проектирование и анализ учебно-педагогической ситуации;

- выделение проблемы (причин возникновения данной ситуации);

- установление критериев достижения педагогической задачи;

- определение пути достижения поставленных целей;

- осуществление действий, направленных на решение задач;

- оценка достигнутого результата;

- реагирование на изменения, корректировка действий.

Данные умения в равной мере относятся и к деятельности учителя, управляющего учением школьника, и к деятельности ученика, управляющего своим учением.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Эпос как род литературы
Словесно-художественные произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, драма и лирика. Хотя и не все созданное писателями (особенно в XX в) укладывается в эту триаду, она поныне сохраняет свою значимость и авторитетность в составе литературов ...

Цели, содержание и технология обучения диалогической реи
Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях. Для реализации цели необходимо развивать у учащихся навыки диалогической речи, так как в программных требованиях записано, что учащиеся должны без предварительно ...

Особенности обучения грамматике английского языкав младшем школьном возрасте
Грамматика наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи. Современный токовый словарь определяет грамматику, как раздел языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания. Умение грамо ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru