Данная методика поможет выявить сформированность коммуникативных умений у воспитанников в группе, определить процентное соотношение данного уровня в группе.
При проведении констатирующего эксперимента необходимо выявить уровень группового взаимодействия в объединении учащихся, для того чтобы определить наиболее важные задачи обучения взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования.
Методика выявления уровня готовности к групповому взаимодействию старших подростков.
Для того чтоб выявить уровень группового взаимодействия, нами была разработана диагностическая игра "Шторм". Игра разработана в соответствии с этапами организации взаимодействия:
Группе заявлена проблема – спасение при кораблекрушении.
1.Этап выдвижения целей. На данном этапе участники выдвигают цели совместной деятельности в процессе групповой дискуссии. Группе заявлена проблема – организация спасения при кораблекрушении, таким образом, чтобы все участники игры спаслись. Участники обсуждают варианты решения проблемы, принимают оптимальный вариант, соответствующий условиям игры.
2. Этап планирования взаимодействия. Планируют процесс реализации принятого решения, распределяют роли: капитана, радиста, гребцов, пассажиров. Капитан определяет очередность спасения пассажиров и команды, радист передает информацию с берега на берег, гребцы осуществляют движение шлюпки.
3. Этап достижения цели. На данном этапе группа достигает цели, в соответствии с определенными нормами взаимодействия. На данном этапе участники реализуют спланированные действия, с учетом распределенных ролей. В идеале такое взаимодействие предполагает упорядочивание, комбинирование, стимулирование усилий участников игры, распределение ролей игры в соответствии с уровнем умений и знаний участника, взаимодополняемость партнеров, их готовность помогать друг другу. Цель достигается, если каждый участник игры спасается от кораблекрушения.
4. Подведение итогов. На этом этапе подводятся итог игры. На данном этапе с детьми проводится анкетирование участников, в ходе которого выясняется мнение каждого участника о ходе игры, что явилось самым сложным, а что напротив наиболее интересным, достигнута ли цель: получилась ли игра близкой к реальности, чьи достижения хотелось бы отметить.
Для того чтобы выявить уровень готовности подростков к взаимодействию в группе во время проведения игры, осуществляется наблюдение. Критерии наблюдения разработаны нами на основе анализа теории по организации обучения группового взаимодействия (см. 1.2.). Также необходимо было проследить, присутствуют ли во взаимодействии все этапы.
Таблица 1
Критерии Уровень взаимодействия |
Интеллектуальная готовность воспитанника |
Психологическая готовность воспитанника |
Социальная готовность воспитанника |
Этап выдвижения целей | |||
Высокий уровень взаимодействия |
- широкий круг знаний; - богатая выразительная речь; - высокий уровень познавательной активности; |
- умение устанавливать контакт; - интерес к совместной деятельности; |
- умение договариваться со сверстниками; - организация совместной деятельности; - согласование своих действий с действиями товарищей; |
Средний уровень взаимодействия |
- широкий круг знаний; - выразительная речь; - средний уровень познавательной активности; |
- интерес к совместной деятельности; - поддерживает контакт со сверстниками; |
- умение договариваться со сверстниками; - согласование своих действий с действиями товарищей; |
Низкий уровень взаимодействия |
- ограниченный круг знаний; - эмоциональная речь; - низкий уровень познавательной активности; |
- отсутвие интереса к совместной деятельности; - отсутвие контакта со сверстниками; |
-не умение договариваться со сверстниками; - не согласование своих действий с действиями товарищей; |
Этап планирования взаимодействия | |||
Высокий уровень взаимодействия |
- широкий круг знаний; - богатая выразительная речь; - высокий уровень познавательной активности; |
- самостоятельное разрешение конфликтов; - адекватная оценка результата своей деятельности; - умение устанавливать контакт; - интерес (мотивация) к совместной деятельности. |
- умение договариваться со сверстниками; - организация совместной деятельности; -согласование своих действий с действиями товарищей; - оказание помощи сверстникам. |
Средний уровень взаимодействия |
- широкий круг знаний; - выразительная речь; - средний уровень познавательной активности; |
- не участие в конфликтах; - интерес к совместной деятельности; - оценка результата своей деятельности; |
- умение договариваться со сверстниками; - оказание помощи сверстникам; - согласование своих действий с действиями товарищей. |
Низкий уровень взаимодействия |
- широкий круг знаний; - выразительная речь; - средний уровень познавательной активности; |
- отсутствие интереса к совместной деятельности; - отсутствие контакта со сверстниками; - неадекватная оценка своей деятельности; - инициатор конфликтов, отсутствие самостоятельного их разрешения. |
- не умение договариваться со сверстниками; - не согласование своих действий с действиями товарищей. |
Этап достижения цели. | |||
Высокий уровень взаимодействия |
- широкий круг знаний; - богатая выразительная речь; - высокий уровень познавательной активности; |
- самостоятельное разрешение конфликтов; - адекватная оценка результата своей деятельности; - умение устанавливать контакт; - стимулирование своих товарищей при выполнении деятельности; |
- умение договариваться со сверстниками; - организация совместной деятельности; -согласование своих действий с действиями товарищей; - оказание помощи сверстникам. |
Средний уровень взаимодействия |
- широкий круг знаний; - выразительная речь; - средний уровень познавательной активности; |
- не участие в конфликтах; - интерес к совместной деятельности; - поддерживает контакт со сверстниками. |
- умение договариваться со сверстниками; - оказание помощи сверстникам; - согласование своих действий с действиями товарищей. |
Низкий уровень взаимодействия |
- широкий круг знаний; - выразительная речь; - средний уровень познавательной активности; |
- отсутствие интереса к совместной деятельности; - отсутствие контакта со сверстниками; - неадекватная оценка своей деятельности; - инициатор конфликтов, отсутствие самостоятельного их разрешения. |
- не умение договариваться со сверстниками; - не согласование своих действий с действиями товарищей. |
Подведение итогов | |||
Высокий уровень взаимодействия |
Обладает высоким уровнем знаний, богатым словарным запасом, высокой готовностью к овладениям знаниям; - анализ деятельности; |
Обладает умением разрешать конфликты, адекватно оценивать результат своей деятельности, умение устанавливать контакт, интерес к совместной деятельности. |
Обладает умением договариваться со сверстниками, организовывать совместную деятельность, согласовывать свои действия с действиями товарищей, умение оказать помощь |
Средний уровень взаимодействия |
Обладает достаточным для возраста уровнем знаний, средним словарным запасом - анализ деятельности; |
Не участвует в конфликтах, проявляет интерес к совместной деятельности, идет на контакт со сверстниками. |
Обладает умением договариваться со сверстниками, умением оказывать помощь. Согласовывает свои действия с действиями товарищей. |
Низкий уровень взаимодействия |
Обладает средним уровнем знаний, недостаточным словарным запасом. Отказ от анализа совместной деятельности. |
Не проявляет интерес к совместной деятельности, не идет на контакт со сверстниками, неадекватно оценивает результат своей деятельности. Выступает инициатором конфликтов, разрешает их лишь с посторонней помощью. |
Не обладает умением договариваться со сверстниками, не оказывает помощь другим. Не согласовывает свои действия с действиями товарищей. |
Другая информация:
Новый взгляд христианства на человеческую личность
Прежде всего, Христианство принесло с собой новый взгляд на человеческую личность. В античном мире человек расценивался, если не исключительно, то преимущественно, — особенно в те первые времена, — с точки зрения полезности его для государства, для общества. Человек здесь имел свою цену, прежде все ...
Практическое применение методик разрешения конфликта
Разберем на примере педагогического конфликта одну из методик по его решению и представим несколько рекомендаций и правил поведения педагога в конфликтных ситуациях. Подводились итоги успеваемости в студенческой группе. На первое место претендовала студентка Катя Н. Неожиданно для нее куратор объяв ...
Методическая сторона урока
1. На какие части урок распадался, насколько удачна последовательность этих частей - насколько удачно взята определенная методическая форма за основу и насколько удачно было сочетание различных методических приемов. 2. Какие из следующих элементов педагогического процесса имели место на уроке: - по ...