В разработке вопросов формирования экологической культуры школьников средствами музыки учителя школ области продвинулись от разработки отдельных уроков и блоков уроков до создания собственных концепций. Приводим пример творческой концепции Алексея Паутова, учителя музыки школы №2, г. Ростов.
"Как прекрасна во вселенной наша Земля. Как планета она существует уже несколько миллиардов лет, и всего около 2-3 миллионов лет назад на ней появился человек. А сегодня она посылает уже сигналы "SOS" – сигналы бедствия. Экологическая катастрофа нависла темной тенью над каждым человеком планеты Земля. Неразумное природопользование может привести человечество к самоуничтожению. Глобальная экологическая катастрофа – это такое состояние географической среды, когда жизнь на Земле станет невозможной. Если оглянуться вокруг, посмотреть внимательно, то можно увидеть и понять, что это – фантазия, не вымысел. Мы очень часто не прислушиваемся к сигналам бедствия, которые нам подает природа. Но сегодня все большее количество людей начинает осознавать, что наш Дом, наша планета и все человечество – в опасности. И не решать проблемы защиты окружающего нас природного мира – означает лишить все человечество будущего.
Одним из главных направлений в работе по защите окружающей среды должно стать экологическое образование и воспитание. Основой такого образования и воспитания становятся такие учебные дисциплины, как природоведение, зоология, биология, география, химия, физика и др. Но нельзя недооценивать и предметы гуманитарно-эстетического цикла: музыку, изобразительное искусство, мировую художественную культуру, литературу, причем средства и возможности последних велики и разнообразны, а путь их к уму и сердцу учащихся более близок и благодатен.
Я, осознавая и принимая близко к сердцу остроту и актуальность экологических проблем и проанализировав возможности программы "Музыка" и других предметов гуманитарно-эстетического цикла, пришел к выводу, что на уроках музыки в системе решения задач и цели формирования музыкальной культуры и музыкальной грамотности необходимо и возможно отвести подобающее место для экологического воспитания и образования. Занимаясь формированием музыкальной культуры учащихся, считаю, что экологическое воспитание и образование – это "почва", на которой можно вырастить средствами искусства "плоды" нравственного очищения личности в нашем современном обществе.
Свою педагогическую деятельность хочу выразить, обозначить следующей концепцией: "Экология-экология искусства -экология души". Художественно-педагогическую идею этой концепции я выражаю следующим содержанием: "Природа — великий учитель, помогающий настоящим педагогам воспитывать детей исследователями, поэтами, гуманистами". Эта идея близка цели и задачам уроков музыки в общеобразовательной школе, где воспитание искусством я в своей работе считаю доминирующим.
Процесс формирования музыкальной культуры, воспитание духовного потенциала человека, раскрытие его личности сродни явлениям и законам природы, где выращивание и развитие семени зависит от многих природных факторов: условий среды обитания, питательных веществ, наследственности и т.п.Все это сопоставимо с личностным "вызреванием" человека, где так же присутствуют факторы: условия среды обитания — общество и природа; питательные вещества — материальные и духовные потребности, интересы; наследственность -биологические задатки и т.д. Изложенные мной мысли имеют "почву" в истории педагогики. Основоположник науки педагогики Ян Амос Коменский (1592-1670), создавая основы теории обучения, выдвигает закон о природосообразности: "Человек-часть природы, он развивается, стало быть, как природа". Таким образом, формирование личности человека силой воздействия музыкального искусства необходимо проводить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей его развития.
Другая информация:
Значение и применение аминокислот
Аминокислоты и их производные используются в качестве лекарственных средств в медицине. Так глицин оказывает укрепляющее действие на организм и стимулирует работу мозга. Лизин и метионин применяются в качестве добавок в корм сельскохозяйственным животным. Человеческий организм может синтезировать 1 ...
Результаты экспериментальной работы по осуществлению дизайн-образования
старшеклассников на принципах гуманизма
В основу нашей экспериментальной работы легло разработанное нами построение процесса обучения старшеклассников дизайну одежды и его дидактическое обеспечение. Это обусловлено необходимостью проведения экспериментальной проверки эффективности дизайнобразования старшеклассников с использованием систе ...
Язык схоластического образования и школы
Общим языком образования и школы в средние века был и оставался. Все изучалось только на нем и посредством его он был „дверью наук и образования. Естественно, этой дверью образование отделялось от народной массы и, благодаря ей, составляло, в общем, привилегию только некоторых, кто эту дверь открыв ...