Материалы » Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников » Авторская концепция экологического воспитания на уроках музыки "Экология – экология искусства – экология души" А.В.Паутова

Авторская концепция экологического воспитания на уроках музыки "Экология – экология искусства – экология души" А.В.Паутова

Страница 1

В разработке вопросов формирования экологической культуры школьников средствами музыки учителя школ области продвинулись от разработки отдельных уроков и блоков уроков до создания собственных концепций. Приводим пример творческой концепции Алексея Паутова, учителя музыки школы №2, г. Ростов.

"Как прекрасна во вселенной наша Земля. Как планета она существует уже несколько миллиардов лет, и всего около 2-3 миллионов лет назад на ней появился человек. А сегодня она посылает уже сигналы "SOS" – сигналы бедствия. Экологическая катастрофа нависла темной тенью над каждым человеком планеты Земля. Неразумное природопользование может привести человечество к самоуничтожению. Глобальная экологическая катастрофа – это такое состояние географической среды, когда жизнь на Земле станет невозможной. Если оглянуться вокруг, посмотреть внимательно, то можно увидеть и понять, что это – фантазия, не вымысел. Мы очень часто не прислушиваемся к сигналам бедствия, которые нам подает природа. Но сегодня все большее количество людей начинает осознавать, что наш Дом, наша планета и все человечество – в опасности. И не решать проблемы защиты окружающего нас природного мира – означает лишить все человечество будущего.

Одним из главных направлений в работе по защите окружающей среды должно стать экологическое образование и воспитание. Основой такого образования и воспитания становятся такие учебные дисциплины, как природоведение, зоология, биология, география, химия, физика и др. Но нельзя недооценивать и предметы гуманитарно-эстетического цикла: музыку, изобразительное искусство, мировую художественную культуру, литературу, причем средства и возможности последних велики и разнообразны, а путь их к уму и сердцу учащихся более близок и благодатен.

Я, осознавая и принимая близко к сердцу остроту и актуальность экологических проблем и проанализировав возможности программы "Музыка" и других предметов гуманитарно-эстетического цикла, пришел к выводу, что на уроках музыки в системе решения задач и цели формирования музыкальной культуры и музыкальной грамотности необходимо и возможно отвести подобающее место для экологического воспитания и образования. Занимаясь формированием музыкальной культуры учащихся, считаю, что экологическое воспитание и образование – это "почва", на которой можно вырастить средствами искусства "плоды" нравственного очищения личности в нашем современном обществе.

Свою педагогическую деятельность хочу выразить, обозначить следующей концепцией: "Экология-экология искусства -экология души". Художественно-педагогическую идею этой концепции я выражаю следующим содержанием: "Природа — великий учитель, помогающий настоящим педагогам воспитывать детей исследователями, поэтами, гуманистами". Эта идея близка цели и задачам уроков музыки в общеобразовательной школе, где воспитание искусством я в своей работе считаю доминирующим.

Процесс формирования музыкальной культуры, воспитание духовного потенциала человека, раскрытие его личности сродни явлениям и законам природы, где выращивание и развитие семени зависит от многих природных факторов: условий среды обитания, питательных веществ, наследственности и т.п.Все это сопоставимо с личностным "вызреванием" человека, где так же присутствуют факторы: условия среды обитания — общество и природа; питательные вещества — материальные и духовные потребности, интересы; наследственность -биологические задатки и т.д. Изложенные мной мысли имеют "почву" в истории педагогики. Основоположник науки педагогики Ян Амос Коменский (1592-1670), создавая основы теории обучения, выдвигает закон о природосообразности: "Человек-часть природы, он развивается, стало быть, как природа". Таким образом, формирование личности человека силой воздействия музыкального искусства необходимо проводить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей его развития.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Психологические особенности восприятия в старшем школьном возрасте
“Восприятие – отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств”. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Это называется иллюзией. Зрение поддается иллюзиям больше, чем други ...

Особенности школьного экономического образования в профильном обучении
Потребность в профессиональном самоопределении – одна из ведущих потребностей, она выступает как фактор развития личности. Одно из средств удовлетворения этой потребности в современной школе – дифференцированное обучение. В XX в. российская школа накопила немалый опыт в этой области. Достаточно пер ...

Содержание методики исследования лексики у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
Исследование объема и качества пассивного и активного словаря. 1. Исследование пассивного словаря. Цель: Исследовать объем и качество пассивного словаря. Процедура: Ребенку предлагается ряд картинок и следующая инструкция: «Из предложенных картинок найди и покажи . ». Материал: предметные и сюжетны ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru