В двух группах преобладает количество учащихся с результатом, указывающим на средний уровень готовности к взаимодействию в группе. Эти учащиеся редко выступают инициатором взаимодействия, чаще бывают участником совместной деятельности, чем его организатором. Но такие учащиеся обладают умением устанавливать контакт, договариваться со сверстниками, согласовывать свою деятельность. Работа в группе интересна таким детям и доставляет удовольствие. Но эта группа детей нуждается в дальнейшей планомерной работе по формированию и развитию готовности к взаимодействию.
В группе №2 выявили учащихся с высоким уровнем готовности к групповому взаимодействию, в группе №1 таких учащихся нет. Учащиеся с высоким уровнем готовности к взаимодействию являются организаторами совместной деятельности, инициаторами взаимодействия. Согласовывают свои действия со всеми участниками группы, умеют договариваться со сверстниками, оказывают помощь товарищам. При возникновении конфликта в группе разрешают его самостоятельно, без посторонней помощи.
Анализируя полученные результаты на каждом этапе группового взаимодействия, мы выявили, что на этапе выдвижения целей результаты группы №2 выше, чем в группе №1. На данном этапе подростки обеих групп включились в обсуждение решения проблемы – выдвижения цели. Цели группы №1 были сформулированы без учета мнения всей группы. В группе №2 цели поставлены четко. На этапе планирования взаимодействия результат так же у воспитанников группе №1 ниже, чем в группе №2.При реализации планированных действий в группе №1 возникли разногласия. Поэтому на данном этапе планирование взаимодействия не охватывало всю группу в целом. Такой результат говорит о не эффективном взаимодействии группы на данном этапе. В группе №2 воспитанники корректировали деятельность друг друга. На этапах достижения цели и подведении итогов обе группы показали высокий и средний уровень готовности к взаимодействию. Такой результат связан с заинтересованностью воспитанников деятельностью на данном этапе.
Таким образом, реализация методики позволяет наметить основные задачи обучения взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования детей: формирование и развитие интеллектуальной, психологической и социальной готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии. При обучении необходимо развивать коммуникативные умения воспитанников, умению организации совместной деятельности, обучать навыкам конструктивного разрешения конфликтов, развивать познавательную сферу воспитанника.
Подводя итоги, отметим, что составленная и апробированная нами методика позволила изучить условия обучения групповому взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования и получить информацию об уровне развития коммуникативных умений подростков и уровне их готовности к групповому взаимодействию.
Данные констатирующего эксперимента позволили нам сформулировать гипотезу: мы предполагаем, что обучать старших подростков групповому взаимодействию можно в процессе организованного общения в учреждениях дополнительного образования, при соблюдении условий:
-готовности педагога к обучению взаимодействию;
- формирования у старших подростков интеллектуальной, психологической и социальной готовности к взаимодействию;
- наличия мотивации у воспитанников;
- наличия системы занятий организованного общения.
Исходя из анализа результатов, мы выявили необходимость обучения групповому взаимодействию старших подростков, в соответствии с основными задачами обучения взаимодействию: формирование и развитие интеллектуальной, психологической и социальной готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии. При обучении необходимо развивать коммуникативные умения воспитанников, умению организации совместной деятельности, обучать навыкам конструктивного разрешения конфликтов, развивать познавательную сферу воспитанника, развивать интерес к совместной деятельности, формировать умение договариваться со сверстниками, согласовывать свои действия с действиями товарищей, воспитывать желание сотрудничать, уважать интересы других.
Другая информация:
Как помочь ребёнку в обучении
Поступление в школу – поистине переломный момент в жизни ребёнка. Резко изменяется весь образ его жизни, в условиях, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Ведущей деятельностью, становится учеб ...
Анализ дистанционного обучения взрослых
Чтобы провести анализ возможностей дистанционного обучения взрослых в Новосибирской области, мною была использована система Интернет, где с помощью поисковой системы анализировался материал, связанный с дистанционным образованием в городе Новосибирск. В итоге было выяснено, что в нашей области дист ...
Исследование роли урока музыки в формировании экологической культуры
школьников
В ходе работы по данной теме нами было проведено исследование роли урока музыки в формировании экологической культуры школьников в 5 классе Ростовской гимназии. Исследование проводилось в форме опытной работы состоящей из трех этапов. 1.Констатирующий этап. На данном этапе мы провели анкетирование ...