Первый этап (постановка проблемы). Учитель дает задание учащимся определить, возможно, ли быстро, дешево и безопасно добраться из одного пункта местности в другой. Для решения предложенной проблемы учащиеся знакомятся со многими важными понятиями, связанными с географией: «транспортный узел», «транспортная сеть», «транспортный поток», «общественный транспорт», «частный транспорт» и т. д.
При этом в одних классах можно заняться изучением проблемы проезда от дома до школы и обратно, в других — поездками в места отдыха, в третьих — в учебные и культурные учреждения изучаемого района. Старшеклассников вполне можно увлечь проблемой проезда из сельской местности в город или из одного места страны в другое.
Второй этап (рекомендуемые виды учебной деятельности). Деятельность по сбору данных и их систематизации представляет большие возможности для полевых исследований. Школьники, объединившись в несколько групп, приступают к сбору информации о местном транспорте. Они интервьюируют и анкетируют местных жителей, изучают маршруты автобусов, наблюдают за изменением количества людей на остановках в определенные часы суток, устанавливают затраты времени на проезд и т. д. Собранную информацию учащиеся представляют в виде диаграмм, картосхем, графиков, фотографий, которые помещают в отчет. Этот материал составляет основу для нового обсуждения в классе, в ходе которого учащиеся делают предложения, направленные на улучшение транспортного обслуживания населения, и разрабатывают новую схему общественного транспорта.
Третий этап (внедрение предложений в практику). Деятельность по внедрению сформулированных предложений может осуществляться разными путями: обращением с письмами в органы местной власти, поиском лиц, поддерживающих данные идеи, сбором подписей населения и т. д. Так, после решения представленной выше проблемы один из классов обратился к местным властям с предложением о строительстве для школьников специальной велосипедной дорожки, другой класс внес предложение изменить транспортные потоки и сделать движение на улицах вблизи школы односторонним с целью обеспечения большей безопасности школьников; еще один класс рекомендовал изменить маршруты и расписания движения некоторых автобусов для улучшения обслуживания пассажиров изучаемого района.
Итак, преимущества реальных проблем очевидны. Они отражают потребности учащихся, помогают им овладеть исследовательскими процедурами, формируют положительную мотивацию к географии и учебному процессу в целом. Чаще всего реальные проблемы носят краеведческий характер и осуществляются в форме групповой работы.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. В чем состоит сущность технологии проблемного обучения? Каковы ее преимущества и недостатки?
2. Назовите основные понятия проблемного обучения.
3. Какие качества личности школьника развиваются и формируются в процессе проблемного обучения?
4. Чем отличается реальное проблемное обучение от традиционного? Разработайте реальное проблемное задание для школьников.
5. Сформулируйте разные виды проблемных заданий по одному из курсов (крупных тем, разделов) школьной географии.
6. Разработайте фрагмент урока, содержащий проблемную ситуацию. Предусмотрите специальное обучение школьников решению проблем.
Другая информация:
Мышление как психический процесс
Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает, прежде всего, тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляется новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. Мышление ребенка зарождается и развивается сначала в процессе наблюден ...
Роль и место математики в профилях различных направлений
Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. В тоже время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух «полюсах», весьма ...
Подходы к определению многогранника
Само определение понятия многогранника оказывается как раз таким вопросом, где необходимо особенно внимательно сочетать наглядные представления, рассмотрение реальных примеров и логической точности формулировок. Формулировки должны исходить из реальных примеров, из наглядных представлений и возвращ ...