Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Страница 2

Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью. При планировании уроков учитель должен определить возможности темы и отдельных уроков для применения проблемного обучения и разработать пути осуществления проблемного подхода.

Главная трудность для преподавателя заключена в создании проблемных ситуаций различных видов: учитель должен добиться, чтобы ученики обнаружили несоответствие между имеющимися знаниями и требованиями какой-либо задачи или вопроса, встали перед необходимостью выбора знаний или столкнулись с новыми условиями применения известных знаний.

В ходе решения проблемного задания в классе с ним справляются всего лишь несколько наиболее сильных учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ, не зная или не понимая того, как было найдено решение. Вместе с тем все школьники должны приобщиться к творческой мыслительной деятельности. С этой целью рекомендуется ознакомить их с логикой, основными этапами решения проблемных заданий.

Этапы решения проблемы

Название этапа

Суть этапа

Прием учебной работы

1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия

Первоначальное состояние замешательства, недоумения или ощущения непреодолимого препятствия на пути выполнения действий. Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе

Установление причинно-следственных связей, нахождение разрыва в связях. Формулировка проблемы, подлежащей решению

2. Формулировка гипотезы

Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа

Выдвижение гипотезы

3. Доказательство гипотезы

Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения

Проверка решения с помощью непосредственных действий и обоснование гипотезы, если результаты проверки согласуются с теоретическими посылками

4. Общий вывод

Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием

Установление причинно-следственных связей

Центральное место в решении проблемного задания принадлежит этапам формулирования и доказательства гипотезы. Вот пример хода рассуждения в соответствии с этой схемой при выполнении следующего задания: «Пользуясь картами, установите, почему вода в бессточном озере Чад является пресной». Это задание предлагается учащимся 7 класса, изучающим курс географии материков и океанов.

Этапы решения проблемного задания

Первый этап (осознание проблемы, вскрытие противоречия). Из предшествующего курса географии учащиеся знают, что сточные озера имеют пресную воду, а бессточные — соленую. Противоречие уже имеющихся знаний с новым фактом ставит школьников в ситуацию интеллектуального затруднения, озадачивает их, т. е. возникает проблемная ситуация. Следующая запись причинно-следственных цепочек помогает детям осознать, что же именно вызывает затруднение.

Причина

Отсутствие поверхностного стока Наличие

поверхностного стока Отсутствие поверхностного стока

Следствие Соленая вода в озере

Пресная вода в озере

Наличие почти

пресной воды в озере Чад

Итак, с помощью анализа причинно-следственных цепочек учащиеся выявляют противоречие между сложившимися представлениями и новыми фактами. Это противоречие и составляет проблему, которую нужно решить.

Второй этап (формулировка гипотезы). Учитель просит школьников высказать предположения о том, как может происходить сток из озера Чад. Он помогает им сформулировать гипотезу, которая будет выглядеть примерно следующим образом: отсутствие поверхностного стока из озера должно было привести к засолению его вод, однако этого не произошло; видимо, сток из озера Чад все же существует.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Способы организации детей на сюжетных физкультурных занятиях
Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на количество повторений за отведенное время, обеспечивают управление педагогом процессом усвоения материала, создают условия для осозна ...

Анализ результатов исследования связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
В процессе обследовании связной речи на первом этапе эксперимента детям предлагалось выполнить три задания (составить рассказы по серии сюжетных картин и по одной сюжетной картине), после чего данные рассказы анализировались по следующим критериям: употребление простых предложений (распространённых ...

Состояние изучаемого вопроса в современной Российской школе
План изучения темы Амины. Аминокислоты. Белки - 7 часов Амины - органические основания Анилин- представитель ароматических аминов, его практическое применение Аминокислоты - амфотерные органические соединения. Строение, изомерия, свойства Значение аминокислот. Синтез пептидов. Белки - природные выс ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru