Проблемное обучение не является совершенно новой педагогической технологией. Его применяли практически на протяжении всего XX в. Это объясняется тем, что проблемность является одной из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность ученика, развитие его творческого мышления. В последнее время проблемный подход вошел в состав прогрессивного поискового стиля обучения, стал характерной принадлежностью современного урока географии.
Проблемное обучение можно рассматривать с разных позиций: как новый тип обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер); как метод обучения (Л.М. Панчешникова, В. Конь); как подход или принцип обучения (Г.А. Понурова, Т.В. Кузнецов); как новую дидактическую технологию (Г.Ю. Ксенозова, Н.Г. Савина). Общим для этих позиций является то, что в рамках проблемного обучения учащиеся систематически включаются учителем в проблемные ситуации и решение проблем.
Психологическими исследованиями доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на ее разрешение. Проблемная ситуация означает, что в процессе своей деятельности человек натолкнулся на что-то нештатное, неизвестное.
При наличии необходимой информации и осознания причины, вызвавшей затруднение, проблемная ситуация перерастет в проблему. Таким образом, главный элемент проблемной ситуации — неизвестное, новое, что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия.
Не всякая проблемная ситуация неизбежно побуждает мыслительную деятельность. Такая деятельность не возникнет, если у субъекта нет потребности в разрешении проблемной ситуации, а также исходных знаний, необходимых для начала поиска.
Движущей силой проблемного обучения является противоречие между объектом и субъектом познания. Оно выражается как противоречие между объективным требованием к раскрытию изучаемого явления и субъективным подходом ученика к нему. По М.И. Махмутову, это «диалектическое противоречие между прежними знаниями ученика и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых прежних знаний недостаточно, нужны новые»1.
В ходе проблемного обучения учитель создает на уроках различные проблемные ситуации, организует учащихся для их анализа, обучает их решению проблем, формируя умения видеть противоречия, формулировать проблему. Решение проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний.
Формы выражения учебных проблем могут быть различны (проблемные вопросы, задачи, задания), однако все они имеют общую особенность: в их содержании заложены потенциальные возможности для возникновения проблемных ситуаций.
Проблемное обучение, согласно положениям дидактики, может быть реализовано с помощью разных методов: проблемного изложения, частично-поискового или исследовательского.
Характерным признаком технологии проблемного обучения является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Однако умение самостоятельно решать проблемные ситуации необходимо формировать у учащихся постепенно, показывая примеры подобных решений.
В процессе выполнения проблемных заданий учащиеся овладевают опытом творческой деятельности. Однако для достижения ощутимых результатов обучения необходимо использовать систему таких заданий. В дидактике имеются разные подходы к построению проблемных заданий. В методике обучения географии нашел применение подход, разработанный И.Я. Лернером, где в качестве основы для построения системы проблемных заданий приняты следующие условия:
1) связь содержания вопроса или задания с ведущими идеями, понятиями и закономерностями географической науки; 2) возможность раскрытия путей решения проблемы через методы географического научного познания (в том числе и через реальные ситуации, имевшие место в истории науки); 3) связь с мировоззренческими идеями, самостоятельное усвоение которых в значительной степени обеспечивает умственное развитие учащихся; 4) возможность группировки учебного материала, в том числе и фактического, вокруг решения проблемы.
С учетом этих условий были разработаны системы проблемных заданий, апробированные в практике школы (Л.М. Панчешникова, Г.А. Понурова).
Их использование является примером так называемого «традиционного» проблемного обучения в географии, т. е. решения проблем, заимствованных из науки и адаптированных к возможностям школьников.
В обучении географии используются следующие виды проблемных заданий: 1) задания, в основе содержания которых лежит научная гипотеза (например, о происхождении многолетней мерзлоты, об изменении климата Земли); 2) задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованиями задачи или вопроса (например, при сопоставлении летних и зимних температур экваториального и тропического поясов Африки школьники должны определить, почему в более удаленном от экватора тропическом поясе температура июля выше, чем в экваториальном); 3) задания, в основе которых лежат факты, идущие вразрез с привычными научными или бытовыми представлениями (например, известно, что чем севернее, тем природные условид более суровые, однако освоение Сибири русскими землепроходцами происходило с севера на юг); 4) задания на установление многозначных причинно-следственных связей (например, какие изменения произойдут на территории Амазонии, если исчезнет сельва); 5) задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать противоположными суждениями (например, ответ на вопрос об увеличении или уменьшении в условиях НТР влияния природных условий территории на жизнь и хозяйственную деятельность человека).
Другая информация:
Лексико-семантический аспект русской речи черкесов
Если интерференция на фонетическом уровне в русской речи черкесов проявляется в материальных, физических единицах речи, но не ведёт к искажению смысла, то отклонения от лексико-семантических норм русского литературного языка ведут непосредственно к изменению смысла высказывания. Поскольку слово, ка ...
Описание результатов внедрения Триз в педагогический процесс
На сегодняшний день применение методов ТРИЗ и РТВ в педагогике включается три основных направления разработок: - дополнение и изменение традиционных дисциплин; - создание новых технологий обучения на основе ТРИЗ-РТВ; - разработки в области теории творческого мышления. Первое направление разработок ...
Классификация детских игр
Детские игры - явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. ...