Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Страница 3

Третий этап (доказательство гипотезы). Поиск путей доказательства гипотезы требует изменения проблемного задания. Теперь ученики должны ответить на вопрос: «Каким образом осуществляется сток из озера Чад?» Ответ на этот вопрос требует актуализации полученных ранее знаний. Ребята должны вспомнить, что сток может быть не только поверхностным, но и подземным: временным и постоянным. Следовательно, гипотеза подкрепляется следующими конкретными положениями: 1) временный поверхностный сток из озера возможен в период дождей; 2) возможен временный или постоянный подземный сток из озера; 3) возможно и то и другое вместе.

В зависимости от сложности решаемой проблемы само доказательство может быть дано или учителем, или учащимися. В нашем случае высказывания школьников должны быть дополнены учителем, так как у школьников нет достаточных знаний для исчерпывающего ответа на этот вопрос. А объяснение того, что озеро Чад — пресное, может быть таким: по одной из версий подземный сток осуществляется во впадину Воделе, которая в прошлом входила в пределы озера Чад, имевшего значительно большие размеры, чем в настоящее время; согласно второй версии, сток осуществляется в сторону разлома, пересекающего бассейн реки Нигер. Вместе со школьниками рассматривается возможность стока из озера в период дождей.

Четвертый этап (общий вывод). Решение проблемы заканчивается общим выводом, в котором углубляются и расширяются знания школьников о причинах засоленности воды в озерах.

Расширенное обсуждение проблемных заданий необходимо проводить несколько раз в течение каждого учебного года.

Ценными результатами использования технологии проблемного обучения являются: 1) осознание детьми характера своей умственной деятельности; 2) формирование у них умений творчески мыслить, выдвигать и проверять гипотезы; 3) активное вовлечение большинства учащихся в процесс решения проблем.

Исследования психологов показали, что для умственного развития школьников самостоятельное составление нестандартных вопросов является даже более эффективным, нежели решение проблем, предложенных учителем. Поэтому с начального курса географии рекомендуется учить детей самостоятельно придумывать нестандартные вопросы и задания, на которые нет прямого ответа в тексте учебника. Такую работу они выполняют с большим интересом.

Мировой опыт показывает, что в настоящее время в рамках проблемного обучения уже недостаточно использовать только проблемы академического характера, заимствованные из науки и адаптированные к возможностям учащихся. Необходимо, чтобы ребята встречались с проблемными ситуациями, которые лежат в области их непосредственных интересов, являются для них лично значимыми. Такие проблемы получили наименование реальных проблем, а проблемное обучение с их использованием — реальное проблемное обучение.

Реальные проблемы допускают наличие двух или более возможных вариантов решения, что чаще всего встречается и современной жизни. Их решение требует применения системы исследовательских процедур, начиная от сбора данных и заканчивая их анализом и построением обобщений. Кроме того, решение реальной проблемы завершается практическими предложениями или даже попыткой внедрить результаты проведенного исследования в жизнь.

В зарубежной методической литературе выделяются следующие критерии оценки реальных учебных проблем: 1) проблемы должны соответствовать потребностям и интересам конкретной группы учащихся; 2) проблемы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся; 3) при выборе учебных проблем необходимо учитывать предшествующую подготовку и опыт школьников; 4) в отборе учебных проблем, в разработке плана действий и способов их решения должны принимать участие сами учащиеся; 5) намеченная проблема должна допускать выбор путей решения, активизируя тем самым механизмы принятия решения; 6) выбранная проблема должна быть достаточно обычной и повторяющейся, чтобы оправдать усилия целого класса или большой группы учащихся, затраченные на ее решение; 7) учебные проблемы должны быть достаточно серьезными, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса; 8) при выборе проблем должно учитываться наличие источников информации, необходимых для их анализа; 9) выбранные реальные проблемы зачастую могут не вписываться и рамки географии и нуждаться в интегрированном подходе.

Приведем пример решения реальной проблемы «Как проехать?», которая рассматривается в школах США. Как и при решении традиционных проблем, методика решения реальных проблем состоит из нескольких этапов.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Изучение особенностей коррекционной работы по развитию связной устной речи учащихся младшего школьного возраста специальной школы VIII вида
Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Она характеризуется особыми присущими только ей признаками. Связная речь носит характер систематического последовательного изложения. Связное сообщение представляет собой развернутое высказывание. Таким образом, под связной речью понимаетс ...

Учреждения дополнительного и специального образования
1) Суворовское военное, нахимовское военно-морское училище, кадетский (морской кадетский) корпус. Виды образовательных учреждений: Суворовское военное училище; Нахимовское военно-морское училище; Кадетский (морской кадетский) корпус. 2) Оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного тип ...

Диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
\ Цель данного этапа – выявление исходного уровня сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с умственной отсталостью. В эксперименте принимали участие 10 детей подготовительной группы ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» г. Читы. Для исследования уровня сформированности навыко ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru