Материалы » Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной школы VIII вида » Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи в 9 классе на уроках чтения

Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи в 9 классе на уроках чтения

Страница 4

- Почему герою, как пишет автор, было стыдно? Сначала пусть учащиеся попытаются поразмышлять сами, а потом можно попросить найти в тексте объяснение («Как будто я был уличен в самом постыд­ном поступке») и выяснить, как это понимают учащиеся. И это понима­ние выделяется в пункт плана.

6. Герой «как будто . уличен в самом постыдном поступке». Здесь тоже проявляются черты характера - герою не только стыдно за поступок полковника, но то, что он видел, позорит его собст­венную совесть.

- Какие слова слышал герой, когда шел домой? («Братцы, поми­лосердствуйте!» и «Будешь мазать? Будешь?»). Обязательно спрашива­ем у учащихся, почему герой слышал эти слова? Что значит «помило­сердствуйте»? (просить сострадания, человеколюбия). Могли ли те, кто стоял в строю «помилосердствовать»? Ответ на этот вопрос заключен в предыдущей беседе о том, кого и за что бил полковник своей рукой.

- Как чувствовал себя герой после всего, что он видел и пере­жил? («на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска», «казалось, что вот-вот меня вывернет всем тем ужасом!!!) И это состояние души тоже надо выделить в пункт плана рассказа- характери­стики.-

7. У героя «на сердце была .тоска».

До оформления пункта плана выясняется, как учащиеся понимают сочетание

«почти физическая, доходившая до тошноты тоска». А говоря о состоянии души героя, учащиеся объясняют причины этой тоски.

- Что произошло с чувством любви героя? («любовь с этого дня шла на убыль»)

- Почему это произошло?

Вопрос достаточно сложный, ведь герою плохо было от поступков отца Вареньки, а не от нее. А ушла любовь к ней.

Сначала следует выяснить, как сами учащиеся понимают причину того, что ушла любовь, а если понадобится, то системой наводящих во­просов добиться понимания. Учащиеся объясняют очень просто: «Отец был плохой». Только беседа по изученному произведению целенаправ­ленно ведет учащихся к пониманию того, почему ушла любовь к Вареньке. Приходиться вспомнить, какие чувства охватили героя на балу, как он воспринимал на балу Вареньку и ее отца, что особенно их объе­диняло (надо снова вспомнить «ласковую, похожую на нее улыбку»). Какое чувство возникло у героя к отцу Вареньки, когда он увидел его истинное лицо? Что заставляло его постоянно вспоминать полковника на площади (именно на площади): «Когда она . с улыбкой на лице за­думывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади»). Значит, он вспоминал всю страшную картину, а для героя они (дочь и отец) бы­ли едины. Вот и становилось «неловко», «неприятно», и любовь «сошла на нет». И последний пункт плана покажет изменение чувства.

8. «Любовь с этого дня пошла на убыль».

Таким образом, в результате аналитического чтения составляется план рассказа- характеристики, где в центре внимания душевное со­стояние героя. Событийная сторона рассказа используется для показа внутреннего состояния героя, которое и свидетельствует о его нравст­венных качествах.

План

1. «Самая сильная любовь героя».

2. «Восторг и благодарность героя за подарок», «способность на одно добро».

3. «Восторженное умиление» по отношению к Вареньке и ее отцу, любовь ко всему миру.

4. Герой «был слишком счастлив».

5. На улице он увидел «что-то страшное».

6. Герой «как будто уличен в самом постыдном поступке».

7. «На сердце была .тоска».

8. «Любовь с этого дня пошла на убыль».

И заключающим моментом исследования рассказа может быть размышление по поводу названия рассказа, ответ на вопрос, предло­женный учебником: «Можно ли было назвать рассказ «На балу»?» Учащиеся подводятся к мысли, что только после бала проявилось ис­тинное лицо полковника и отношение к нему героя рассказа. Герой рас­сказа сохранил доброту сердца и не мог принять жестокость отца Ва­реньки, его истинное лицо.

Эксперимент проводился в 9 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида № 24 г. Курске в 2005 году.

Общее количество исследуемых составило 6 учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии. Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребёнком, с целью исследования особенностей развития связной письменной речи на уроках чтения в старших классах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другая информация:

Уровни речевого развития
Психолого-педагогический подход к анализу речевых нарушений является приоритетным направлением отечественной логопедии. В рамках этого направления анализируется развития языка у детей с речевыми нарушениями. Проведенный в 60-х гг. (Р. Е. Левиной с сотрудниками) лингвистический анализ речевых наруше ...

Игрушки из дерева
Большое распространение на Руси имела деревянная игрушка, учитывая богатство лесами наших российских земель. Дерево более сложный для работы материал, здесь требуется владение инструментом – топором, ножом, стамеской, токарным станком – поэтому обычно этим ремеслом занимались мужчины. Мальчиков в с ...

Анализ существующих методик по формированию и развитию у школьников общелогических и логических умений
Как было установлено, элементы логики не входят в программный материал курса математики общеобразовательной средней школы. Кроме того, анализ школьных учебников по математике показал, что в большинстве из них доля логических задач по отношению к общему количеству задач учебника является весьма низк ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru