Материалы » Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной школы VIII вида » Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи в 9 классе на уроках чтения

Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи в 9 классе на уроках чтения

Страница 4

- Почему герою, как пишет автор, было стыдно? Сначала пусть учащиеся попытаются поразмышлять сами, а потом можно попросить найти в тексте объяснение («Как будто я был уличен в самом постыд­ном поступке») и выяснить, как это понимают учащиеся. И это понима­ние выделяется в пункт плана.

6. Герой «как будто . уличен в самом постыдном поступке». Здесь тоже проявляются черты характера - герою не только стыдно за поступок полковника, но то, что он видел, позорит его собст­венную совесть.

- Какие слова слышал герой, когда шел домой? («Братцы, поми­лосердствуйте!» и «Будешь мазать? Будешь?»). Обязательно спрашива­ем у учащихся, почему герой слышал эти слова? Что значит «помило­сердствуйте»? (просить сострадания, человеколюбия). Могли ли те, кто стоял в строю «помилосердствовать»? Ответ на этот вопрос заключен в предыдущей беседе о том, кого и за что бил полковник своей рукой.

- Как чувствовал себя герой после всего, что он видел и пере­жил? («на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска», «казалось, что вот-вот меня вывернет всем тем ужасом!!!) И это состояние души тоже надо выделить в пункт плана рассказа- характери­стики.-

7. У героя «на сердце была .тоска».

До оформления пункта плана выясняется, как учащиеся понимают сочетание

«почти физическая, доходившая до тошноты тоска». А говоря о состоянии души героя, учащиеся объясняют причины этой тоски.

- Что произошло с чувством любви героя? («любовь с этого дня шла на убыль»)

- Почему это произошло?

Вопрос достаточно сложный, ведь герою плохо было от поступков отца Вареньки, а не от нее. А ушла любовь к ней.

Сначала следует выяснить, как сами учащиеся понимают причину того, что ушла любовь, а если понадобится, то системой наводящих во­просов добиться понимания. Учащиеся объясняют очень просто: «Отец был плохой». Только беседа по изученному произведению целенаправ­ленно ведет учащихся к пониманию того, почему ушла любовь к Вареньке. Приходиться вспомнить, какие чувства охватили героя на балу, как он воспринимал на балу Вареньку и ее отца, что особенно их объе­диняло (надо снова вспомнить «ласковую, похожую на нее улыбку»). Какое чувство возникло у героя к отцу Вареньки, когда он увидел его истинное лицо? Что заставляло его постоянно вспоминать полковника на площади (именно на площади): «Когда она . с улыбкой на лице за­думывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади»). Значит, он вспоминал всю страшную картину, а для героя они (дочь и отец) бы­ли едины. Вот и становилось «неловко», «неприятно», и любовь «сошла на нет». И последний пункт плана покажет изменение чувства.

8. «Любовь с этого дня пошла на убыль».

Таким образом, в результате аналитического чтения составляется план рассказа- характеристики, где в центре внимания душевное со­стояние героя. Событийная сторона рассказа используется для показа внутреннего состояния героя, которое и свидетельствует о его нравст­венных качествах.

План

1. «Самая сильная любовь героя».

2. «Восторг и благодарность героя за подарок», «способность на одно добро».

3. «Восторженное умиление» по отношению к Вареньке и ее отцу, любовь ко всему миру.

4. Герой «был слишком счастлив».

5. На улице он увидел «что-то страшное».

6. Герой «как будто уличен в самом постыдном поступке».

7. «На сердце была .тоска».

8. «Любовь с этого дня пошла на убыль».

И заключающим моментом исследования рассказа может быть размышление по поводу названия рассказа, ответ на вопрос, предло­женный учебником: «Можно ли было назвать рассказ «На балу»?» Учащиеся подводятся к мысли, что только после бала проявилось ис­тинное лицо полковника и отношение к нему героя рассказа. Герой рас­сказа сохранил доброту сердца и не мог принять жестокость отца Ва­реньки, его истинное лицо.

Эксперимент проводился в 9 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида № 24 г. Курске в 2005 году.

Общее количество исследуемых составило 6 учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии. Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребёнком, с целью исследования особенностей развития связной письменной речи на уроках чтения в старших классах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другая информация:

Развитие диалогической речи у детей в детском саду
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказыва ...

Методическая деятельность педагога Орской гимназии №2
Методическая деятельность педагога есть деятельность по обучению, развитию, воспитанию учащихся, осуществляемая посредством применения разнообразных форм, методов, средств, технологий учебно-воспитательного процесса. Эта деятельность становится научной, если она носит исследовательский характер и н ...

Основные направления и формы развития детского творчества в учреждениях дополнительного образования
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru