- Как описывается Варенъка?
(лучше сначала зачитать описание со слов «Она была в белом платье .» и кончая словами «милые глаза», а потом выделить некоторые выражения: «белое платье с розовым пояском», «лайковые перчатки», сияющее, «зарумянившееся с ямочками лицо», «ласковые милые глаза»). Выделяя детали портрета Вареньки, учащиеся самостоятельно отмечают только то, во что она была одета, а все, что связано с выражением ее лица, определяется с помощью учителя. В любом случае, как бы ни воспроизводилось описание Вареньки, следует добиваться обогащения речи учащихся использованием выражений из рассказа. Надо помочь учащимся, чтобы они в описании внешности Вареньки поняли чувство героя.
- Какой подарок получил герой от Вареньки? (перышко от веера)
- Какое чувство вызвал этот подарок у героя? («восторг и благодарность»)
Учащиеся не могут вспомнить подарок и не могут без помощи учителя понять и отметить, что такой «пустяковый» подарок мог вызвать такие восторженные чувства героя. Сказывается эмоциональная бедность чувств учащихся.
Так как с этим эпизодом связано развернутое описание чувств героя, его следует выделить в пункт плана.
2. «Восторг и благодарность» героя за подарок.
И тут же уточняем душевное состояние героя.
- Каким чувствовал себя герой в этот момент?
При ответе на этот вопрос предполагается услышать рассказ о чувствах, которые появились в душе героя в это время, с использованием таких слов из текста, как «весел», «доволен», «счастлив», «блажен», «добр», «существо, не знающее зла и способное на одно добро» («блаженство» - невозмутимое счастье, «блаженный» - невозмутимо счастливый). Выясняется, какое из этих всех слов повторяется и становится главным в описании чувства героя («добр», «способен на одно добро»). Учащиеся легче понимают, что герой влюблен, чем то, что душа его наполнилась чувством доброты. Очень важно зафиксировать, что в душе у него было чувство доброты, которое определяет его состояние в это время. И название второго пункта плана после беседы уточняется.
2. «Восторг и благодарность» героя за подарок, «способность на одно добро».
При аналитическом чтении второй части главы необходимо целенаправленно вести учащихся к пониманию того, что восприятие героем отца и дочери слились воедино.
Когда речь пойдет об отце Вари на балу, выделяется, подчеркивается все прекрасное, удивительное в отце, в его внешнем виде, поведении, тем сильнее будет контраст поведения полковника после бала.
- Как выглядел отец Вареньки?
И выделяются слова, которые создают очень привлекательный образ человека («очень красивый», «статный», «высокий и свежий старик» и т.д.). И самое главное - подчеркнуть схожесть с дочерью.
- Что общее во внешности отца и дочери? («та же ласковая, радостная улыбка».)
- Как он танцевал?
После пересказа того, как танцевал отец Вареньки, можно спросить у учащихся, какое впечатление мог произвести он на людей. Важно, чтобы они почувствовали, что отец Вареньки мог вызвать симпатии людей.
- С какими чувствами герой смотрел на танцующих отца и дочь? Найдите ответ в рассказе.
Стоит зачитать предложение: «Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них», а затем выяснить понимание выражения «с восторженным умилением» (соединение большего чувства, восхищения и нежного чувства, трогательного), обязательно подчеркиваем, что он смотрел "на них".
- Какую способность души героя раскрывает его любовь к Вареньке?
(Способность любить)
Необходимо попросить учащихся объяснить, как они понимают это состояние героя, исходя из материала рассказа («любил и хозяйку дома, и ее мужа, и гостей, и лакеев .») При этом обязательно выделить, какие чувства он испытывал к отцу Вареньки («восторженно- нежные») и почему (из-за «ласковой, похожей на нее, улыбки»). Учащиеся находят в тексте еще те места, где говориться, что герой объединял отца и дочь в одно целое, как и чувства к ним («я вижу ее в паре с отцом», «я невольно соединяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве»), Многократное обращение к этому восприятию отца и дочери закрепляет представление учащихся, что они для героя неразделимы, а в дальнейшем это понимание поможет понять, почему ушла любовь. Учащимся, no-первых, трудно понять, что значит «любил и хозяйку дома», они считают, что эта такая же любовь, как и к Вареньке. Во-вторых, учащимся нелегко найти в тексте те места, где видно, что герой отца и дочь воспринимает как одно целое. Здесь потребуется помощь учителя, наводящие вопросы и кое-какие разъяснения.
Другая информация:
Практическое исследование социально – педагогической деятельности с
подростками, склонными к девиантному поведению
Исследование проводилось на базе Муниципального Учреждения Дополнительного Образования детей – Детском Доме Творчества (МУДОд – ДДТ) г. Аркадака Саратовской области, среди подростков, занимающихся в детском доме творчества. Всего в количестве 3 человек. Возраст детей 14–15 лет. Критериями отбора по ...
Использование историй с движениями при обучении грамматике
английского языка в начальной школе
Одна из основных задач учителя на раннем этапе обучения детей иностранному языку – сделать этот предмет интересным. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. В предыдущих параграфах мы отмечали, что в младшем школьном возрасте дети эмоциональны и подвижны ...
Трудовая деятельность как фактор воспитания личности умственно отсталого
дошкольника
С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригиру ...