Актуальность квалификационной работы определяется развитием направленности образования на гуманистические ценности. Гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что оно выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал мировой цивилизации. Гуманистическое образование направлено на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. Одним компонентом гуманизации образования в процессе подготовке подрастающих поколений к будущей социальной жизни является дизайнобразование учащихся. Проблемы его осуществления на гуманистической основе касались в своих работах ученые-педагоги (А.С. Зарецкая, Л.П. Заречная, Н.И. Конышева).
В их трудах содержаться ценные выводы и рекомендации. В то же время как показывают наблюдения проводимые в процессе прохождения трех педагогических практик, в общеобразовательной школе недостаточно уделяется внимание дизайнобразованию не используется его гуманистические основы, связанные с созданием благоприятной культурно-образовательной доформированием ценностных качеств личности старшеклассника.
В современной школе, как показывают наблюдения выполненные в процессе педагогической практики, существует противоречие между объективной необходимостью использования гуманистических ценностей дизайнообразования и отсутствием их реализации. Это обусловило выбор темы нашей квалификационной работы «Дизайнобразование как средство гуманизации обучения старшеклассников в образовательной области «Технология»».
Цель квалификационной работы
: является разработка, обоснование, дидактическое обеспечение и экспериментальная проверка процесса реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников в образовательной области «Технология».
Объект исследования
: процесс и результат обучения в образовательной области «Технология».
Предмет исследования
: Содержание, формы и методы реализации дизайнобразования старшеклассников на гуманистической основе в процессе обучения дизайна одежды.
Рабочая гипотеза
: Процесс реализации дизайнобразования старшеклассников в образовательной области «Технология» будет успешным, если в процессе теоретического анализа проблемы будут раскрыты гуманистические основы дизайнообразования, выявлены и положены в основу построения и реализации процесса обучения старшеклассников дизайну одежды гуманистические принципы педагогики; разработано и использовано в учебном процессе соответствующие дидактическое обеспечение.
Задачи квалификационной работы.
1. Раскрыть гуманистические основы дизайнобразования учащихся современной школы.
2. Аналитическим путем выявить возможности дизайнобразования на гуманистических основах в содержании учебных программ образовательной области «Технология».
3. Обосновать гуманистические принципы отбора содержания и методов реализации дизайнобразования старшеклассников (на примере обучения дизайну одежды).
4. Разработать процесс обучения старшеклассников дизайну одежды на приципах гуманизма.
5. Разработать и обосновать дидактическое обеспечения процесса обучения старшеклассников дизайна одежды на принципах гуманизма (на примере обучения дизайну одежды).
6. Провести экспериментальную проверку процесса обучения старшеклассников на принципах гуманизма дизайну одежды и проанализировать итоги эксперимента.
Методологическую и теоретическую
основу исследования составляют философские теории о социально-деятельностной сущности личности, диалектическая теория познания, принципы гуманистической педагогики, фундаментальные труды ведущих отечественных ученых-дидактов, психологов; педагогические теории и концепции ведущих педагогов в области трудовой, политической подготовки, технологического и эстетического образования учащихся; научной разработке зарубежных и отечественных дизайнеров, искусствоведов, методистов и других специалистов в области подготовки учащихся к трудовой деятельности в сфере материального производства и индустрии сервиса и дизайна одежды.
В процессе выполнения квалификационной работы на разных ее этапах использовались следующие методы исследования:
- анализ педагогической, психологической, исторической, философской литературы, а также дизайнерской;
- изучение и обощение педагогического опыта;
- анализ программ образовательной области «Технология»;
- наблюдение за педагогической деятельностью учителей и учебной деятельностью учащихся на уроках технологии. Анализ их современной деятельности с помощью анкетирования;
- проведение педагогического эксперимента и статистическая обработка его данных.
Эмпирическая база и организация экспериментальной работы
:
Экспериментальная работа по теме: «Дизайнообразование как средство гуманизации обучения старшеклассников в образовательной области «Технология» выполнялась на базе средней образовательной школы №-16. В эксперименте принимали участие: научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Л.П. Заречная, директор школы Черных Т.А., учитель технологии Дубодел Д.Ф., методисты: ТМПО Лукьяненко А.В., старший преподаватель кафедры ТМПО Исаакян О.В., студентка 5 курса Рябинина А.Н., учащиеся 10 класса.
Практическая значимость
квалификационной работы состоит в разработке и экспериментальной проверке содержания форм методов и дидактического обеспечения дизайнобразования старшеклассников при выполнении дизайнпроектов на уроках технологии.
Достоверность
полученных данных подтверждается выступлениями на студенческих научно-практических конференциях в апреле 2002–2003 и 2003–2004 учебного года.
Положения, выносимые на защиту:
1. Дизайнообразование старшеклассников в процессе их обучения дизайну одежды по программам образовательной области «Технология» основывается на реализации цели, сущностную основу которой составляет формирование гармонично развитой социальной личности, способной к активной ценностно ориентированной деятельности в индустрии швейного сервиса и сфере дизайна.
2. Гуманизация обучения старшеклассников в образовательной области «Технология» основывается на организации целенаправленно разработанного процесса обучения дизайну одежды в соответствии с гуманистическими принципами педагогики: личностно-деятельностный, личностно-развивающий, научности, ценностной ориентации предметно-преобразующей деятельности, гуманитаризации технико-технологических знаний, политехнический, эстетический, культурологический и обеспечивается соответствующей учебно-методической базой.
Другая информация:
Обзор диагностических методик по выявлению нарушения
чтения у детей с ОНР III уровня
При разработке методики Р.И. Лалаевой за основу был положен психолингвистический подход. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структуре речевой деятельности. Таким образом, в соответствии с психолингвистическим подходом, при исследова ...
Лекция
Итак, лекция (от лат. lectio – чтение) – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера; главное звено дидактического цикла обучения. Является традиционной формой для высшей школы, где на её основе форм ...
Разработка тематики и содержания элективных курсов технологического
направления
Элективные курсы по предметам, не входящим в Базисный учебный план. Типовое многообразие элективных курсов включает в себя авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а также «сетевые курсы», разрабатывающиеся и ре ...