Материалы » Разработка, дидактическое обеспечение и экспериментальная проверка процесса реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников

Разработка, дидактическое обеспечение и экспериментальная проверка процесса реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников

Актуальность квалификационной работы определяется развитием направленности образования на гуманистические ценности. Гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что оно выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал мировой цивилизации. Гуманистическое образование направлено на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. Одним компонентом гуманизации образования в процессе подготовке подрастающих поколений к будущей социальной жизни является дизайнобразование учащихся. Проблемы его осуществления на гуманистической основе касались в своих работах ученые-педагоги (А.С. Зарецкая, Л.П. Заречная, Н.И. Конышева).

В их трудах содержаться ценные выводы и рекомендации. В то же время как показывают наблюдения проводимые в процессе прохождения трех педагогических практик, в общеобразовательной школе недостаточно уделяется внимание дизайнобразованию не используется его гуманистические основы, связанные с созданием благоприятной культурно-образовательной доформированием ценностных качеств личности старшеклассника.

В современной школе, как показывают наблюдения выполненные в процессе педагогической практики, существует противоречие между объективной необходимостью использования гуманистических ценностей дизайнообразования и отсутствием их реализации. Это обусловило выбор темы нашей квалификационной работы «Дизайнобразование как средство гуманизации обучения старшеклассников в образовательной области «Технология»».

Цель квалификационной работы

: является разработка, обоснование, дидактическое обеспечение и экспериментальная проверка процесса реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников в образовательной области «Технология».

Объект исследования

: процесс и результат обучения в образовательной области «Технология».

Предмет исследования

: Содержание, формы и методы реализации дизайнобразования старшеклассников на гуманистической основе в процессе обучения дизайна одежды.

Рабочая гипотеза

: Процесс реализации дизайнобразования старшеклассников в образовательной области «Технология» будет успешным, если в процессе теоретического анализа проблемы будут раскрыты гуманистические основы дизайнообразования, выявлены и положены в основу построения и реализации процесса обучения старшеклассников дизайну одежды гуманистические принципы педагогики; разработано и использовано в учебном процессе соответствующие дидактическое обеспечение.

Задачи квалификационной работы.

1. Раскрыть гуманистические основы дизайнобразования учащихся современной школы.

2. Аналитическим путем выявить возможности дизайнобразования на гуманистических основах в содержании учебных программ образовательной области «Технология».

3. Обосновать гуманистические принципы отбора содержания и методов реализации дизайнобразования старшеклассников (на примере обучения дизайну одежды).

4. Разработать процесс обучения старшеклассников дизайну одежды на приципах гуманизма.

5. Разработать и обосновать дидактическое обеспечения процесса обучения старшеклассников дизайна одежды на принципах гуманизма (на примере обучения дизайну одежды).

6. Провести экспериментальную проверку процесса обучения старшеклассников на принципах гуманизма дизайну одежды и проанализировать итоги эксперимента.

Методологическую и теоретическую

основу исследования составляют философские теории о социально-деятельностной сущности личности, диалектическая теория познания, принципы гуманистической педагогики, фундаментальные труды ведущих отечественных ученых-дидактов, психологов; педагогические теории и концепции ведущих педагогов в области трудовой, политической подготовки, технологического и эстетического образования учащихся; научной разработке зарубежных и отечественных дизайнеров, искусствоведов, методистов и других специалистов в области подготовки учащихся к трудовой деятельности в сфере материального производства и индустрии сервиса и дизайна одежды.

В процессе выполнения квалификационной работы на разных ее этапах использовались следующие методы исследования:

- анализ педагогической, психологической, исторической, философской литературы, а также дизайнерской;

- изучение и обощение педагогического опыта;

- анализ программ образовательной области «Технология»;

- наблюдение за педагогической деятельностью учителей и учебной деятельностью учащихся на уроках технологии. Анализ их современной деятельности с помощью анкетирования;

- проведение педагогического эксперимента и статистическая обработка его данных.

Эмпирическая база и организация экспериментальной работы

:

Экспериментальная работа по теме: «Дизайнообразование как средство гуманизации обучения старшеклассников в образовательной области «Технология» выполнялась на базе средней образовательной школы №-16. В эксперименте принимали участие: научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Л.П. Заречная, директор школы Черных Т.А., учитель технологии Дубодел Д.Ф., методисты: ТМПО Лукьяненко А.В., старший преподаватель кафедры ТМПО Исаакян О.В., студентка 5 курса Рябинина А.Н., учащиеся 10 класса.

Практическая значимость

квалификационной работы состоит в разработке и экспериментальной проверке содержания форм методов и дидактического обеспечения дизайнобразования старшеклассников при выполнении дизайнпроектов на уроках технологии.

Достоверность

полученных данных подтверждается выступлениями на студенческих научно-практических конференциях в апреле 2002–2003 и 2003–2004 учебного года.

Положения, выносимые на защиту:

1. Дизайнообразование старшеклассников в процессе их обучения дизайну одежды по программам образовательной области «Технология» основывается на реализации цели, сущностную основу которой составляет формирование гармонично развитой социальной личности, способной к активной ценностно ориентированной деятельности в индустрии швейного сервиса и сфере дизайна.

2. Гуманизация обучения старшеклассников в образовательной области «Технология» основывается на организации целенаправленно разработанного процесса обучения дизайну одежды в соответствии с гуманистическими принципами педагогики: личностно-деятельностный, личностно-развивающий, научности, ценностной ориентации предметно-преобразующей деятельности, гуманитаризации технико-технологических знаний, политехнический, эстетический, культурологический и обеспечивается соответствующей учебно-методической базой.

Другая информация:

Значение подвижных игр в воспитании детей
Надежда Константиновна Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: "Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициат ...

Французские мыслители-реформаторы. Характерные черты в выражении их идей
Уже из биографии Рамуса мы могли видеть, как и во Франции пробиваются новые искания и в области религии, и в области науки. Но здесь, в сознании общества, еще прочно живут старые, правящие начала, в религии — католицизм, в науке — схоластика. Ни религиозная реформация, ни гуманистическое брожение в ...

Кукольный театр на уроках технологии в начальных классах
В программе Просняковой Т.Н. «Технология. Уроки мастерства» 3 класс (система Л.В. Занкова) есть темы, посвящённые кукольному театру: театральные гримёры и костюмеры, и настольный театр. На этих уроках реализуются следующие задачи: знакомство с приемами и средствами гримеров и костюмеров, с историей ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru