гуманистический дизайнообразование гуманизация старшеклассник
Современный этап развития общества, связанный с внедрением новых технологий направлен на более полную реализацию потенциальных способностей личности и имеет неоценимое значение подготовки подрастающих поколений к обозримому будущему.
В процессе теоретического анализа проблемы реализации дизайнообразования выявлено, что содержание школьного образования должно обеспечить у учащихся видение современной картины мира (Скаткин М.Н., Сластенин В.А. и др.) – природы и общества. Это расширяет рамки школьного образования и является условием развития познавательной сферы, реализации ее творческого начала в преобразующей деятельности. Овладение ими общими способами этой деятельности в процессе изучения основ наук, в условиях изучения учебного курса. «Технология». Это позволяет сформировать личность, овладевшую необходимыми научными, эстетическими, технологическими, экономическими и другими преобразующими знаниями и умениями, позволяющими ей свободно ориентироваться в технологическом пространстве, активно взаимодействовать с окружающей средой.
Технологическая подготовка включает развитие знаний и процессов для разработки систем, позволяющей решать проблемы человека и расширять человеческие возможности. Особую роль в этом процессе как указывалось в нашей работе выше играет дизайнообразование учащихся включающие все компоненты технологической подготовки и технологической культуры личности.
Содержание технологической подготовки направленной на сферу дизайна, представляет собой педагогически адаптированную интеграцию разноуровневых фрагментов знаний из различных, областей наук, упорядоченную в логике усложняющейся предметно-преобразующей деятельности, предполагающей решение многоплановых задач трудового, социального становление и ценностной ориентации выпускников школы.
Под содержанием образования следует понимать систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззрение и нравственные идеи, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Главная цель образовательной области «Технология» – это подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до её реализации.
В логике задач нашей квалификационной работы является необходимым выявление в содержании характеризуемой области возможностей дизайнобразования учащихся на гуманистических основах. Считаем целесообразным проследить, как складываются тенденции развития содержания по годам обучения в школе.
В процессе анализа установлено изучение «Технологии» в школе условно распределено на 4 этапа: начальная трудовая подготовка в 1 – 4 классах, общетрудовая подготовка в 5 – 7 классах, профильное трудовое обучение в 8 – 9 классах, углубленное трудовое или проффесиональное обучение в 10 – 11 классах. Это предлагает использование линейно-концетрического принципа. Содержание обучения учащихся, основные знания и умения, формирования у школьников на занятиях по технологии отражают в важном педагогическом документе – учебной программе. Изучение новой интегративной образовательной области «Технология» в Краснодарском крае ведется по базисному учебному плану, утвержденному Министерством образования Российской Федерации с использованием региональных компонентов. Проведем сравнительный анализ региональной и федеральной образовательных программ по «Технология» в 1 – 8 классах общеобразовательной школы. Исходные данные для анализа проводятся в таблице №-1.
Таблица 1. Сводная таблица анализа федеральной и региональной программ «Технология»
Разделы и темы |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
5 кл. |
6 кл. |
7 кл. |
8 кл. | |||||||||
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р | ||
Вводное занятие |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 | |
Личная гигиена и гигиена жилища |
6 |
6 |
8 |
8 |
6 |
6 |
6 |
6 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 | |
Кулинария |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
11 |
9 |
14 |
10 |
14 |
10 |
6 |
6 | |
Цветы в доме |
6 |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
- |
6 |
- |
6 |
- |
- |
- |
- | |
Семейные праздники |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
4 |
- |
4 |
- |
- |
- |
- | |
Ремонт и переплет книг |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Работа с природными материалами |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
8 |
8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Рукоделие |
8 |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
8 |
8 |
10 |
10 |
8 |
10 |
6 |
6 |
- |
- | |
Сельхоз. Труд |
10 |
10 |
12 |
12 |
16 |
16 |
12 |
12 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Элементы техники. Электроника. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Обработка бумаги и картона |
8 |
8 |
6 |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Обработка ткани (ручные работы) |
8 |
8 |
6 |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Интерьер жилого дома |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
- |
- | |
Уход за ребенком |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
- |
- | |
Элементы материаловедения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
8 |
2 |
6 |
2 |
6 |
4 |
4 | |
Элементы машиноведения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
6 |
4 |
6 |
4 |
6 |
2 |
2 | |
Ремонт одежды и уход за ней |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
4 |
- |
4 |
- |
- |
- | |
Проектирование и изготовление одежды |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
24 |
14 |
26 |
16 |
28 |
22 |
22 |
22 | |
Культура поведения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
4 |
4 | |
Основы домашней экономики |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
12 | |
Профессиональная карьера |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
12 | |
ИТОГО: |
66 |
66 |
66 |
66 |
66 |
66 |
66 |
66 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 | |
Другая информация:
Сущностные особенности развития речи умственно
отсталых школьников
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она является средством общения (коммуникативная функция) и средством обозначения (сигнификативная функция). Различают речь экспр ...
Экспериментальное исследование грамматического строя речи у дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня
Логопедическое обследование направлено на выявление у детей сформированности грамматического строя речи. В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен, специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, и каких лекс ...
Характеристика бросков
Конечной целью передвижений игрока по площадке с мячом и без мяча, ловли и передач мяча являются броски в корзину. Броски в корзину – важнейший элемент игры в баскетбол. Чтобы выиграть матч, а это достигается посредством более точных бросков. Все остальные приёмы игры служат созданию условий для ов ...