Основной тенденцией современного технологического образования является интеграция гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин с производством. Одним из связующих факторов этой интеграции является дизайн.
Анализ технической, технологической, искусствоведческой литературы свидетельствует, что существует несколько точек зрения на определение сущности понятия «дизайн».
В работах отечественных и зарубежных дизайнеров И.Т. Волкотруб, Г. Земпер, А. Моль, Т.В. Козлова, Ф.М. Паршон и др. определяется дизайн как вид деятельности, направленной на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека.
Основываясь на анализе различных толкований понятия дизайна, его адаптированное и, главное, удобное для школы определение дала Л.П. Малиновская: «Дизайн – это придумывание и создание человеком красивых, удобных вещей и всего окружения».
Во всех определениях отражена активная, преобразующая, творческая сущность дизайна. Дизайнерская деятельность направлена на разработку и создание гармоничной окружающей среды. Гармоничной, то есть комфортной, функциональной, надежной и красивой, что действительно позволяет наиболее полно удовлетворять эстетические, социальные, психологические и другие предпочтения человека. Анализ, в ходе выполнения квалификационной работы, сущности дизайнерской деятельности убеждает, что дизайн является комплексной деятельностью, неразрывно соединяющей в себе интеллектуальное, логическое, рассудочное начало.
Одним из важнейших критериев дизайна является соответствие изделий потребительским требованиям. Они определяются формулой «красота + польза». В данной формуле отражены такие значимые факторы дизайна как социологически, эстетический, эргономический, технико-технологический, конструкторский, экономический. Они являются факторами гармонизации утилитарной и эстетической сторон изделия, обеспечивая ему гармоничность конструкций, формы, содержания, функции.
В исследованиях по дизайну убедительно доказывается, что наиболее гармоничные вещи лучше выполняют и свою утилитарную функцию.
Анализ литературных источноков, освещающих различные аспекты эстетики и дизайна (Ю.К. Борев, И.Т. Волкотруб, В.И Казаринова, Л.Т. Левчук и др.) подводят нас к выводу, что красота всегда целесообразна. Это относится как к объектам природы, так и к продуктам человеческой деятельности.
Теоретический анализ проблемы дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников технологии позволил установить, что ее решение лежит в плоскости раскрытия гуманистической сущности принципов дизайнерской деятельности. Являясь средством создания материальных и духовных ценностей она одновременно выступает средством гуманизации предметного мира – неотъемлемого компонента цивилизации человечества, его культуры, среды формирования и воспитания личности.
Дизайнерская деятельность с позиции гуманизма влечет за собой углубление представлений о средствах и способах преобразования предметной среды. В то же время она остро обнажает проблемы нравственности и культуры взаимодействия человека с природой, выдвигает требования целостно и концептуально осознать эстетическое богатство, эстетическую самоценность природного мира, необходимость гармонизации отношения с ним в процессе указанного преобразования.
Научное осмысление практической деятельности человека по преобразованию им материального мира и созданию, на принципах дизайна, искусственных с развернутой технологической инфраструктурой организации эстетической предметной сферы, находит отражение в философских, исторических, педагогических трудах, эстетических теориях и концепциях отечественных и зарубежных исследователей (В.И. Вернадский, Л.С. Выготский, Г. Земпер, Д.С. Лихачев, Г. Монро, М.С. Коган, П.Р. Атухов, Ю.Б. Борев, В.П. Овечкин, В.А. Поляков, К.К. Рубинштейн, В.Д. Симоненко, П. Сорокин, О. Тоформер, И.Т. Фролов и др.). Ученые подчеркивают противоречивость, и в тоже время, социальную значимость многообразного характера такой деятельности и ее продуктов в структуре созданной человеком культурной среды.
Другая информация:
Особенности развития пространственного мышления в младшем школьном возрасте
Пространственные понятие и пространственное воображение ребенка являются предпосылками для формирования его пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого являются ощущения), внимание, память, воображение при обязательном ...
Формы работы с фразеологизмами
Важной составной частью работы с фразеологизмами является уяснение их значения. Приемы работы над их значением наиболее полно освещены в работах В.Ф. Гутенева. Правильному уяснению значения в большей мере способствует контекст. Во многих случаях для правильного усвоения значения фразеологизма совер ...
Старший школьный возраст
Это период ранней юности - период жизни и развития человека от 16 до 18 лет. Как правило, к концу этого периода юноши и девушки обычно достигают физической зрелости. Завершается период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойное время дальнейшего физического развития. Замет ...