В программе Просняковой Т.Н. «Технология. Уроки мастерства» 3 класс (система Л.В. Занкова) есть темы, посвящённые кукольному театру: театральные гримёры и костюмеры, и настольный театр. На этих уроках реализуются следующие задачи: знакомство с приемами и средствами гримеров и костюмеров, с историей кукольного и настольного театров, изготовить настольный театр, научить создавать образы, расширять кругозор, развивать мелкую моторику рук и глазомер, воспитывать аккуратность и терпение, умение работать в коллективе.
В качестве примера рассмотрим конспект урока по теме «Театральные гримёры и костюмеры».
Цели, которые может поставить учитель:
1. Познакомить историей кукольного и настольного театров, изготовить настольный театр;
2. Расширять кругозор, развивать мелкую моторику рук и глазомер;
3. Воспитывать аккуратность и терпение;
Ход урока
I. Вводная часть.
1.Приветствие.
2.Организация рабочего места.
3.Правила техники безопасности.
II. Работа по теме.
Рассказ о кукольном театре.
Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы . Постепенно такие зрелища все больше и больше стали походить на театральные представления.
На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы показывали рай и ад, сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивавшие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость.
В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Обычно один из них крутил ручку музыкального ящика, который назывался шарманкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый, крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу. Жизнь народных кукольников - бродячих актеров - была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищего. После представления актер-кукловод снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки. В других странах тоже были куклы, похожие на нашего Петрушку. Такие же длинноносые и крикливые забияки. Называли этих кукол по-разному: в Англии - Панч, во Франции - Полишинель, в Италии - Пульчинелле, в Германии - Касперле и Гансвурст, в Чехословакии - Каштарек, в Турции - Карагёз.
В современных театрах куклы бывают разные: по-разному сделаны и по-разному приводятся в движение.
Одни из самых простых кукол называются перчаточными, потому что они надеваются на руку, как перчатки. Обычно головка куклы надевается на указательный палец, одна ручка - на средний, а другая - на большой. (Учитель показывает.) Петрушка относится к перчаточным куклам.
Другая информация:
Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе
«Элективные курсы ориентируются на личность обучаемого, из объекта учебной деятельности он превращается в субъект, который сам ставит перед собой задачи, сам продумывает пути их решения, сам действует, сам отвечает за полученный результат. Задача педагога не передавать знания, а сопровождать по пут ...
Современная семья и её проблемы
Сегодня изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого “главнее” и в семье. Изменяется ...
Методика
проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного
возраста
Для детей ведущей деятельностью является выполнение игровых действии. В первую очередь это действие с предметами, в которых дети пытаются воспроизвести наблюдаемый ими способ употребления предмета. Дети принимают на себя роль, осваиваются в воображаемой ситуации, но не обыгрывают эти предметы. Осно ...